Коллекция онлайн

Пелена «Богоматерь Владимирская»

XVI век


Имя вкладчицы пелены в Соловецкий монастырь не известно. Можно предположить, что она побывала в монастыре до того, как пелена была вышита, и точно знала, к какой иконе пелена будет подвешиваться. Шитые ткани часто меняли свое место в интерьере храма, даже переносились из одной церкви в другую, в результате изменялся не только их первоначальный вид, но и назначение. В данном случае пелену, скорее всего, решили подвесить под икону большего размера, нежели размер иконы, для которой она была вышита, поэтому с боковых сторон были пришиты полосы красной камки.

"Богоматерь Владимирская" – шитая реплика особо чтимой византийской иконы начала XII в., хранившейся в Успенском соборе. Об истории и иконографии образа см. предисловие к пятому разделу "Иконописи".

Судя по всему художественному строю, вышивальщица нанесла на ткань рисунок сама, по прориси, не пользуясь услугами художника-"знаменщика".

Шитье исполнено преимущественно шелковыми нитями с небольшим количеством золотных, швом "в раскол", не по форме мускулов ликов, без теней. Людмила Лихачева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 260.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: