Евангелие тетр, напрестольное
Москва. Печатный двор. 1681
- Бумага, ксилография, печать, тиснение, темпера, золото, дерево, ткань, серебро, чеканка, литье, эмаль. 48,5 × 33,7 × 12,5
- БК-3071
Пост. в 1930 из Музея быта в Шереметевском дворце в Ленинграде; с 1821 — в Фонтанном доме графов Шереметевых в Санкт-Петербурге- Вклад Якова Никитича Одоевского в церковь Тихвинской иконы Богоматери на дворе Одоевских в Московском Кремле
- Период Древнерусское искусство
- Библейский сюжет
- Поделиться
Как следует из вкладной надписи, Евангелие было заказано Я. Н. Одоевским для церкви Тихвинской иконы Богоматери, находившейся на его дворе в Московском Кремле. Двор Одоевского, доставшийся ему после смерти деда, Ф. И. Шереметева, располагался вдоль северной стены Кремля. В 1701 году, в связи со строительством Арсенала, он был «назначен к разборке», и находившиеся в церкви древности покинули свои места. В 1821 году по инициативе графа Д. Н. Шереметева Евангелие вместе с другими богослужебными предметами было прислано из Москвы в Санкт-Петербург для церкви Великомученицы Варвары в Фонтанном доме Шереметевых. Евангелие напечатано по повелению царя Федора Алексеевича при патриархе Иоакиме. Оно является переизданием печатного Евангелия 1677 года, но в более крупном размере. Текст каждого Евангелия предваряют гравюры с изображениями евангелистов, расцвеченные темперой. Они были выполнены по рисункам Григория Аврамова и Федора Зубова монахом Иоасафом и Алексеем Нефедьевым.
Евангелие обложено серебряным позолоченным окладом, полностью скрывающим переплет. На верхней крышке укреплены овальные медальоны с изображениями Иисуса Христа, сидящего на престоле (в центре), и четырех евангелистов (по углам). Высокорельефные литые фигуры покрыты расписной многоцветной эмалью. Характерной особенностью оклада является изображение евангелистов с символами ― Орлом, Ангелом, Тельцом и Львом. В XVII столетии подобная иконография становится необычайно популярной. Убранство оклада дополняют небольшое литое Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (вверху) и пять овальных медальонов, расположенных вокруг средника и внизу. На них в технике расписной эмали по рельефу исполнены композиции Страстей Господних: Моление о чаше, Предательство Иуды, Снятие со креста, Положение во гроб и Воскресение. Клейма со страстными эмблемами и отдельные сцены Страстей Господних вводятся в композиции окладов Евангелий в годы правления царя Федора Алексеевича, а в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей становятся почти обязательным элементом драгоценного убора Евангелий, крестов, потиров. Свободные поверхности верхней крышки и корешок Евангелия покрыты высокорельефными чеканными изображениями цветов и плодов. Нижняя крышка — гладкая, имеет пять пышно декорированных ножек-жуков; обрез скреплен двумя литыми застежками с гравированными изображениями апостолов Петра и Павла.
Оклад создан группой московских серебряников и эмальеров, обладавших высоким мастерством и профессионализмом. Необычайно виртуозна работа эмальеров, тонко выписавших эмалевыми красками лики святых. Изящно, с помощью светло-коричневой эмали сделаны притенения по контуру ликов, что усиливает рельефность изображений. Густой красный цвет, проложенный в местах углубления металла на хитоне Христа, придает складкам одежд глубину и объем. Изысканный узор создают диковинные цветы на фоне средника. Все эти черты однозначно указывают на исполнение оклада в мастерских Московского Кремля.
В украшении оклада прослеживается влияние западноевропейских образцов. Свидетельством тому — и пышная барочная гирлянда фруктов, обрамляющая центральное изображение, и огромные листья и тюльпаны, вычеканенные на корешке, и присутствие изображений Страстей Господних. При передаче архитектуры в клеймах с евангелистами используются как прямая, так и обратная перспектива: если интерьеры показаны, согласно иконным канонам, в обратной перспективе, то городская архитектура за окном — в прямой (подобно изображениям на голландских и немецких гравюрах).
Убранство оклада в целом отражает основные тенденции, наметившиеся в русском прикладном искусстве в конце XVII века и получившие широкое распространение в первой половине XVIII столетия.
А. А. Макарова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 124.
Бумага; ксилография, печать, тиснение, темпера, золото.
Переплет: дерево, ткань.
Оклад – 1693. Мастерские Московского Кремля. Серебро; чеканка, литье, эмаль.