Коллекция Государственного Русского музея

Евангелие тетр, напрестольное

Москва. Печатный двор. 1681


Как следует из вкладной надписи, Евангелие было заказано Я. Н. Одоевским для церкви Тихвинской иконы Богоматери, находившейся на его дворе в Московском Кремле. Двор Одоевского, доставшийся ему после смерти деда, Ф. И. Шереметева, располагался вдоль северной стены Кремля. В 1701 году, в связи со строительством Арсенала, он был «назначен к разборке», и находившиеся в церкви древности покинули свои места. В 1821 году по инициативе графа Д. Н. Шереметева Евангелие вместе с другими богослужебными предметами было прислано из Москвы в Санкт-Петербург для церкви Великомученицы Варвары в Фонтанном доме Шереметевых. Евангелие напечатано по повелению царя Федора Алексеевича при патриархе Иоакиме. Оно является переизданием печатного Евангелия 1677 года, но в более крупном размере. Текст каждого Евангелия предваряют гравюры с изображениями евангелистов, расцвеченные темперой. Они были выполнены по рисункам Григория Аврамова и Федора Зубова монахом Иоасафом и Алексеем Нефедьевым.

Евангелие обложено серебряным позолоченным окладом, полностью скрывающим переплет. На верхней крышке укреплены овальные медальоны с изображениями Иисуса Христа, сидящего на престоле (в центре), и четырех евангелистов (по углам). Высокорельефные литые фигуры покрыты расписной многоцветной эмалью. Характерной особенностью оклада является изображение евангелистов с символами ― Орлом, Ангелом, Тельцом и Львом. В XVII столетии подобная иконография становится необычайно популярной. Убранство оклада дополняют небольшое литое Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (вверху) и пять овальных медальонов, расположенных вокруг средника и внизу. На них в технике расписной эмали по рельефу исполнены композиции Страстей Господних: Моление о чаше, Предательство Иуды, Снятие со креста, Положение во гроб и Воскресение. Клейма со страстными эмблемами и отдельные сцены Страстей Господних вводятся в композиции окладов Евангелий в годы правления царя Федора Алексеевича, а в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей становятся почти обязательным элементом драгоценного убора Евангелий, крестов, потиров. Свободные поверхности верхней крышки и корешок Евангелия покрыты высокорельефными чеканными изображениями цветов и плодов. Нижняя крышка — гладкая, имеет пять пышно декорированных ножек-жуков; обрез скреплен двумя литыми застежками с гравированными изображениями апостолов Петра и Павла.

Оклад создан группой московских серебряников и эмальеров, обладавших высоким мастерством и профессионализмом. Необычайно виртуозна работа эмальеров, тонко выписавших эмалевыми красками лики святых. Изящно, с помощью светло-коричневой эмали сделаны притенения по контуру ликов, что усиливает рельефность изображений. Густой красный цвет, проложенный в местах углубления металла на хитоне Христа, придает складкам одежд глубину и объем. Изысканный узор создают диковинные цветы на фоне средника. Все эти черты однозначно указывают на исполнение оклада в мастерских Московского Кремля.

В украшении оклада прослеживается влияние западноевропейских образцов. Свидетельством тому — и пышная барочная гирлянда фруктов, обрамляющая центральное изображение, и огромные листья и тюльпаны, вычеканенные на корешке, и присутствие изображений Страстей Господних. При передаче архитектуры в клеймах с евангелистами используются как прямая, так и обратная перспектива: если интерьеры показаны, согласно иконным канонам, в обратной перспективе, то городская архитектура за окном — в прямой (подобно изображениям на голландских и немецких гравюрах).

Убранство оклада в целом отражает основные тенденции, наметившиеся в русском прикладном искусстве в конце XVII века и получившие широкое распространение в первой половине XVIII столетия.

Бумага; ксилография, печать, тиснение, темпера, золото.
Переплет: дерево, ткань.
Оклад – 1693. Мастерские Московского Кремля. Серебро; чеканка, литье, эмаль.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: