Евангелие тетр, напрестольное
Москва. Печатный двор. 1681
- Бумага, кириллическая печать, гравированный декор, дерево, камка, кожа, серебро, литье, чеканка, пайка, гравировка, скань, золочение, эмаль. 47 × 32 × 15
- БК-3077
Пост. в 1930 из ГЭ; ранее — в ризнице Александро-Невской лавры- Происходит из Сумского Успенского монастыря
- Период Древнерусское искусство
- Библейский сюжет
- Поделиться
Евангелие напечатано в 1681 году при государе Федоре Алексеевиче и с благословения патриарха Московского и всея Руси Иоакима. Текст каждого Евангелия предваряет гравюра с изображением евангелиста; кодекс также украшен заставками, концовками и инициалами.
Евангелие полностью закрыто серебряным золоченым окладом, основу которого составляют гладкие пластины, с укрепленными на нем чеканными и литыми элементами. В средней части верхней крышки находится квадрифолийной формы дробница с изображением Спаса на престоле и предстоящих ему в молении Богоматери и Иоанна Предтечи. Вокруг в форме мандорлы размещены 16 литых ажурных медальонов. В верхнем — «Распятие», в остальных — ангелы, держащие в руках орудия Страстей. Завершают композицию средника четыре литые фигурки святых: апостола Петра с ключами от рая, апостола Павла с мечом и двух епископов с посохами. По углам ― чеканные наугольники с изображениями евангелистов и их символов. Особенностью оклада является необычное расположение евангелистов. Традиционно евангелист Иоанн всегда помещался в верхнем левом углу, напротив — евангелист Матфей, внизу — евангелисты Марк и Лука соответственно. Встречаются оклады, на которых Матфей, Марк и Лука могут занимать другие места, но евангелист Иоанн неизменно находится в верхнем левом углу. В данном случае их расположение соотносится с порядком следования канонических текстов Четверо-евангелий. Оставшееся свободное пространство было декорировано накладными кастами с цветными вставками, от которых в настоящее время сохранилось только девять.
Нижняя часть оклада украшена средником с гравированным изображением Успения Богоматери, обрамленного восемью литыми головками серафимов и херувимов, и изображениями солнца и луны. Четыре ножки-жука выполнены в виде полусфер, окружены 12 лепестками и имеют чеканный цветочный орнамент.
Композиция «Успение Богоматери» на нижней крышке свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для собора или монастыря, посвященного этому празднику. Гладкий серебряный корешок, выгнутый по форме книги, также украшен накладными элементами с изображением серафимов и ажурными литыми пластинками растительного узора. Фиксирующие блок книги застежки имеют составную конструкцию, представляющую собой две фигурные, скрепленные между собой пластины, из которых внешняя — ажурная, литая, с вьющимися побегами и цветочными медальонами, а внутренняя — глухая, с гравированным изображением подсолнухов и тюльпанов.
В убранстве оклада ощутимо влияние юго-западной культуры, характерное для искусства конца XVII века. На это указывают в первую очередь барочное оформление и присутствие медальонов с изображениями страданий и крестной смерти Христа. Оклад Евангелия, вероятнее всего, является совместным произведением русских и украинских мастеров, примером для которых послужили украинские образцы. О работе русских серебряников свидетельствуют формы средника и наугольников, каст, украшенных синей и белой эмалью по скани, а также наличие русских надписей; украинскими мастерами были выполнены большинство накладных литых элементов, украшающих обе крышки кодекса и корешок.
По нижнему полю первых 60 страниц Евангелия скорописью XVII века сделана вкладная надпись. Особенности ее графики, а также употребление определенной лексики дают основания предполагать южнорусское происхождение писца. Текст сообщает, что это Евангелие было «оправлено коштом и прикладом многих христолюбцев» и вложено в Сумский Успенский монастырь Григорием Ивановичем Косоговым. Ответственность за изготовление оклада была возложена на писаря Сумского полка Андрея Мартыновича и «сумского обывателя» Лукьяна Тимофеевича, которые по завершении работ в сентябре 1686 года передали Евангелие отцу Пахомию, игумену Сумской обители (1682–1687). Сумский Успенский монастырь, основанный, по сведениям письменных источников, полковником казацкого полка Герасием Кондратьевичем Кондратьевым около 1658 года, находился в Харьковской епархии и просуществовал до 1788 года. Имя вкладчика, дворянина Григория Ивановича Косагова, часто встречается в архивных документах, связанных с русско-польской войной и военными действиями на южных рубежах России. Он был храбрым военачальником, хорошо владел военной наукой и обладал незаурядными личными качествами, что позволило ему дослужиться до генеральского чина. Его боевые заслуги, верность и преданность были высоко оценены царем Алексеем Михайловичем, который несколько раз доверял Косагову трудные военные, и не только, поручения.
А. А. Макарова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 122.
Бумага; кириллическая печать, гравированный декор.
Переплет: дерево, камка, кожа
Оклад – 1686. Серебро; литье, чеканка, пайка, гравировка, скань, золочение, эмаль.