Коллекция Государственного Русского музея

1818 (1819?), ? — 1903, Дрезден

Александр I. Сцена в военном лагере

1840-е

  • Холст, масло. 98,5 x 89,5
  • Ж-11852

  • Пост.: 1994 от Р. А. Савченкова (С.-Петербург)


Изображенные на картине персонажи и панорама города вдали довольно точно указывают на сюжет, относящийся к марту 1814 года: император Александр I убеждает австрийского фельдмаршала князя Карла Шварценберга двинуть союзные войска на Париж. Рядом с императором стоит начальник Главного штаба русских войск князь Петр Волконский, который, как считается, подал идею взятия Парижа вместо преследования Наполеона по всей Франции. Стилистические особенности произведения, а также инициалы G. W. позволяют предположить, что автором полотна является художник-баталист Готфрид (Богдан) Виллевальде, работавший, в частности, над темой наполеоновских войн.

Виктория Кадочникова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 296.

На первом плане в треуголке и общегенеральском пехотном мундире с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного изображен император Александр I; справа от него в мундире генерала свиты, с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного и крестом ордена Св. Георгия на шее, князь П. М. Волконский, во время кампаний 1813 и 1814 годов находившийся при государе в звании начальника Главного штаба. Перед ними в форме австрийского генерала, с лентой ордена Св. Стефана через плечо, с лентой ордена Св. Георгия и со знаком ордена Св. Стефана у пояса, — австрийский фельдмаршал князь К. Ф. Шварценберг. На втором плане справа офицеры, отдающие распоряжения, слева спускающиеся в долину войска, на заднем плане большой город. Видимо, художник пользовался тиражированными изображениями, что затрудняет определение авторства и датировку, хотя состав персонажей и панорама города достаточно точно указывают на то, что изображено взятие Парижа союзными войсками в марте 1814. Отсюда и датировка картины. Скорее всего, и автором был западноевропейский (австрийский или немецкий) художник, хотя высказывалось предположение о ее принадлежности кисти Б. П. (Готфрида) Виллевальде.

Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 196.

Александр I (Благословенный; 1777—1825) — старший сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, урожденной принцессы Вюртембергской. Воспитывался бабушкой Екатериной II в духе философии просветительства. Вступил на престол в 1801 году после убийства отца группой заговорщиков. В первый день цар­ствования объявил, что будет править «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». Главную цель его первоначальной внутренней политики составили уравнение сословий в правах и уничтожение крепостного права. В реализации поставленных целей в первые годы опирался на Негласный (или Интимный) комитет, состоявший из друзей юности, единомышленников, приверженцев конституционных форм правления. Был принят ряд указов, положивших начало ликвидации крепостничества. В «Положении об устройстве учебных заведений» (1803) утверждались три новых принципа: бессословность образования, бесплатность обучения на низших ступенях и преемственность учебных программ. Были основаны пять университетов, три лицея, в том числе Царскосельский. В губерниях, уездах и селах начали работать гимназии, уездные училища и приходские школы. После Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии имел огромный международный авторитет. На Венском конгрессе (1814-1815) инициировал создание Священного союза европейских монархов (1815), который сам и возглавил. Помимо успеха в борьбе с наполеоновской Францией, одержал еще ряд побед в войнах с Персией (1804—1813),Турцией (1806—1812) и Швецией (1808), в результате которых к Российской империи были присоединены Восточная Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Азербайджан (1813).

Портретная галерея Русского музея. Лица России. СПб. 2012. С. 18.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: