Коллекция онлайн

1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима

Руины в парке

1820-е

  • Картон, масло. 29 х 40,5
  • Ж-3366

  • Пост. в 1941 из собрания семьи художника Н. Н. Дубовского


Редкий образец «чистого» пейзажа в творчестве художника. Этюд относится к ранним работам Брюллова, написанным в первые годы пребывания в Италии. Судя по размерам и использованному материалу (картон) весьма вероятно, что пейзаж написан с натуры. Е. И. Столбова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 326.

Редкие образцы «чистого» пейзажного мотива в творчестве Брюллова — «Руины в парке» (Ж-3366) и поздний «Форт Пику на острове Мадейра» (ГТГ) — единичные эскизы такого рода, сохранившиеся до наших дней. Как и многочисленные эскизные изображения вакхических сцен, «великий Карл» исполнял пейзажные мотивы «для себя», без цели использования в качестве фона для завершенных картин. В пейзаже с руинами, отличающемся легкостью кисти, живописностью, свежестью и невымученностью трактовки элементов натуры, динамической диагональной композицией, романтический характер эстетической концепции автора несомненен: руины символизируют преходящесть всего рукотворного — и вместе с тем вечность неодушевленного камня по сравнению со смертным человеческим существом; однако и камень смертен в сравнении с бесконечно существующей загадочной и многообразной природой. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 18.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: