Коллекция онлайн

1762, Москва – 1828, Санкт-Петербург

Портрет императора Павла I

1797

  • Холст, масло. 251 х 179
  • Ж-4699

  • Пост.: 1928 из ГМФ; ранее – собр. Сената (Петроград)


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Павла I писали многие художники, русские и иностранные, но система изображения всегда была одинакова - официально-обязательная с величественными атрибутами монаршей власти, тяжеловесным великолепием горностаевых мантий и шитых золотом костюмов. Степан Щукин сумел избежать помпезной парадности и раскрыл противоречивый характер самого неординарного монарха России. Задуманный как парадный, он, тем не менее, с трудом может быть отнесен к этой сфере живописи столь неожиданно и оригинально его решение.

Портрет предельно прост - никаких занавесей, корон и скипетров. В пустом пространстве стоит одинокая фигура в мундире полковника Преображенского полка с офицерской тростью в руке. Но лаконичная композиционная простота насыщена и колористически, и духовно. С большим вкусом пишет Щукин муаровую ленту, алый воротник, золотое шитье, бриллианты — достигая здесь изысканной живописности. Но главное внимание уделяет лицу, написанному в сложных градациях розовых, бледно-голубых, зеленоватых тонов, придающих образу необходимую осязательность и в то же время оттенок чего-то болезненно ненастоящего. Поражает тонкость и сложность понимания царственной модели, что остается лишь удивляться художнику, который осмелился быть так независим в изображении монарха. Портрет с какой-то обнаженной правдой запечатлел образ незадачливого самодержца.

Интересна и история появления произведения. Вступив на престол, Павел пожелал тотчас же иметь свой парадный официальный портрет. Отыскали какого-то портретиста-француза, который потребовал за работу очень большую сумму. Граф Орлов доложил об этом государю, и когда последний гневно заметил: зачем существует Академия, когда нет своих живописцев, - Орлов немедленно отправился к Степану Щукину. Тот согласился написать портрет за дешевую сравнительно с требованием француза цену (3000 рублей). Художник представил два предварительных эскиза: на одном Павел представлен анфас, в шляпе, с толстой тростью в руке; другой представляет государя едущим верхом на лошади. Император одобрил первый эскиз. Через некоторое время работа была готова и так понравилась Павлу, что Щукин получил не только звание академика, но и орден Владимира IV степени, а так же огромные деньги – шесть тысяч рублей.

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





Павел I Петрович (20 сентября / 1 октября 1754, Санкт-Петербург − 12/24 марта 1801, Санкт-Петербург) − сын великого князя Петра Федоровича (Петра III) и великой княгини Екатерины Алексеевны (Екатерины II). Император Всероссийский, великий магистр Мальтийского ордена. Убит в результате дворянского заговора. Царствовал с 6/17 ноября 1796 по 12/24 марта 1801.400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 112.

Изображен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, в треуголке, с орденами св. Андрея Первозванного (лента и звезда), св. Александра Невского (звезда) и св. Анны 1-й степени
(крест с бриллиантами).
В Кат. 1980 не датирован. Возможно, 15 июля 1797 именно за этот портрет художник получил звание академика (Петров 1864, с. 361).
Неоднократно повторялся и варьировался автором, копировался учениками ИАХ и другими живописцами. Эскиз портрета (не позднее 1796) – ГТГ; авторское повторение – ГРМ (Ж-3226); варьированная копия работы Ф. И. Яненко – ГРМ (Ж-3227). Живопись. XVIII в. Т. 1. СПб, 1998. С. 180.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: