Битая дичь
1743
- Холст, масло. 51,5 x 70,5
- Ж-4933
Пост. из Академии Художеств в 1923 г-
Сведения о реставрации:
Романова Н. Е. (2013)
- Период XVIII век
- КатегорияАнималистика
- Поделиться
Состояние сохранности до реставрации:
При поступлении в реставрацию вся поверхность картины находилась под плотным желтым слоем лака. Особенностью произведения является очень тонкий подход автора к изображению деталей, выполненных с миниатюрной точностью – оперение птиц, капельки росы, крылья бабочки, крошечные муравьи в различных ракурсах, ящерица, змея. Поэтому имеющийся на картине очень темный желтый лак и разновременные записи не только не позволяли видеть истинный колорит картины, но и скрывали многие детали виртуозной живописи. Красочный слой нуждался в раскрытии.
Комплекс проведенных мероприятий:
Пробное утоньшение лака на контрольных участках показало, как сильно изменяет авторский колорит темная плотная пленка лака. На расчищенных участках появился авторский синий цвет неба и белое оперение птицы. На отдельных участках, где изображены мелкие детали, визуально не просматривающиеся под темным толстым слоем лака, работа велась под микроскопом.
В процессе работы было выяснено, что подпись лежит под толстой пленкой лака, но на более позднем слое краски. В процессе утоньшения записи была обнаружена более ранняя подпись Она выполнена более миниатюрно и безусловно является авторской. Верхняя же подпись является более поздней, но повторяет фамилию автора и дату.
В результате реставрации были удалены многочисленные поздние слои лака, создававшие желто-коричневый фильтр, удалены межлаковые записи, перегрутовки, утоньшен авторский лак. В местах утрат авторского красочного слоя подведен грунт и сделаны тонировки. Картина вернулась к авторскому холодному колориту. Стали видны все миниатюрные живописные детали, демонстрирующие виртуозность автора.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 72.