Коллекция онлайн

1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима

Портрет Е. И. Тон

2-я половина 1830-х

  • Холст, масло. 56 х 47 (овал)
  • Ж-5094

  • Пост. в 1897 г. из Александровского дворца (Царское Село); ранее - в Аничковом дворце (Санкт-Петербург); ранее (до 1870) - в собр. В.А. Кокорева (Москва)


Датируется по прическе и покрою платья.

Тон Елена Ивановна (1821-?)  жена архитектора К. А. Тона (1803-1881), дочь звенигородского купца Берга.

В так называемых интимных портретах «великий Карл» неизменно находит развлекающую его самого, разнообразящую решение задачу. Множество подобных примеров — в коллекции Русского музея и Третьяковки: то усложненное композиционно-пластическое построение (как в «Портрете К. А. Тона», Ж-5099), то откровенное любование собственным мастерством в изображении фактуры, цвета, прихотливых складок тканей (в «Портрете Е. И. Тон»), то эмоциональная самопогруженность, которой гармонично соответствует скупое колористически, но виртуозное в пластической моделировке (знаменитое брюлловское «черное по черному») решение портретов братьев Кукольников (ГТГ) или «Портрета Джузеппе Капечелатро» (Ж-5101)… Эти казалось бы формальные приемы непременно «работают» на психологическое углубление образа. К тому же Карлу Брюллову — Человеку и Художнику — была свойственна высокая степень эмпатии (к примеру, история с написанием «Портрета Стефании Витгенштейн», частное собрание,)* Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 21.

* Частное собрание, Москва. Голдовский Г. Н. Карл Брюллов из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. С. 36–41.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: