Портрет Джузеппе Капечелатро
1-я половина 1830-х
- Холст, масло. 65 x 52,5 (овал)
- Ж-5101
Пост. в 1921 г. из ГМФ (Петроград); ранее — в собр. светлейшей княгини С. Г. Волконской, П. П. Дурново (Санкт-Петербург)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Портрет исполнен до отъезда Брюллова из Италии в 1835. Принадлежал светлейшей княгине С. Г. Волконской, дочь которой, Александра Петровна, в 1831 вышла замуж за шталмейстера П. Д. Дурново, их сыну принадлежал портрет в начале XX века. С апреля 1835 княгиня С. Г. Волконская в течение нескольких лет жила за границей, преимущественно в Италии.
Капечелатро Джузеппе (1744–1836) — неаполитанский прелат, писатель и политический деятель. В возрасте тридцати двух лет стал архиепископом Тарентским (1776–1815). На этом посту проявил антиклерикальные стремления, восставал против злоупотреблений Римской церкви и противился взиманию папской курией некоторых налогов в Неаполе. При Жозефе Бонапарте и неаполитанском короле Иоахиме Мюрате занимал пост министра внутренних дел Неаполитанского королевства (1806–1815). После падения Мюрата и реставрации Бурбонов был уволен в отставку, лишен сана архиепископа и заключен в тюрьму. После освобождения посвятил себя писательской деятельности. Из его печатных трудов наиболее известны «О незаконности дани, платимой Неаполем римскому двору» и «О безбрачии духовенства как величайшем зле». В. Б. Демкович // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 332.
В так называемых интимных портретах «великий Карл» неизменно находит развлекающую его самого, разнообразящую решение задачу. Множество подобных примеров — в коллекции Русского музея и Третьяковки: то усложненное композиционно-пластическое построение (как в «Портрете К. А. Тона», Ж-5099), то откровенное любование собственным мастерством в изображении фактуры, цвета, прихотливых складок тканей (в «Портрете Е. И. Тон», Ж-5094), то эмоциональная самопогруженность, которой гармонично соответствует скупое колористически, но виртуозное в пластической моделировке (знаменитое брюлловское «черное по черному») решение портретов братьев Кукольников (ГТГ) или «Портрета Джузеппе Капечелатро»… Эти казалось бы формальные приемы непременно «работают» на психологическое углубление образа. К тому же Карлу Брюллову — Человеку и Художнику — была свойственна высокая степень эмпатии (к примеру, история с написанием «Портрета Стефании Витгенштейн», частное собрание,)* Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 21.
*Частное собрание, Москва. Голдовский Г. Н. Карл Брюллов из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. С. 36–41.