Коллекция онлайн

  Кокорев Василий Александрович (1817–1889) — купец 1-й гильдии, коммерции советник, крупный промышленник и общественный деятель. Известный коллекционер русской и западноевропейской живописи, меценат. В 1862 открыл в Москве картинную галерею, которая была продана в 1870 году. Большая часть Кокоревского собрания хранится в Русском музее, Третьяковской галерее и в других российских музеях.

В начале самостоятельной деятельности занимался откупами, впоследствии был учредителем «Волжско-Камского коммерческого банка», одним из основателей «Московского Купеческого банка», инициатором создания акционерного общества по сооружению Волго-Донской железной дороги, участником «Северного телеграфного агентства» и «Уральской горнозаводской железной дороги», Волжско-Каспийского пароходства «Кавказ и Меркурий», «Русского Общества пароходства и торговли».

Кокорев занимался организацией золотопромышленности, его интересовали и вопросы торговли с Персией и Китаем. Был одним из инициаторов создания в России крупных акционерных обществ, основал «Северное страховое общество». Деятельное участие принимал в строительстве в Москве первой конной железной дороги — «конки». Кокорев был фактически первым российским нефтепромышленником на Каспийском море, основал собственное нефтеперерабатывающее производство. Для исследований привлек молодого Д. И. Менделеева. Кокорев пришел к мысли, что выгоднее не продавать нефть, а самостоятельно перегонять ее и продавать дорогой керосин и другие продукты нефтеперегонки. На основе рекомендаций Менделеева у Кокорева, впервые в мире, была применена непрерывная круглосуточная перегонка нефти, налажены нефтеналивные морские перевозки, а также началась прокладка нефтепроводов. В 1858 году он организовал первый нефтеперегонный завод около Баку, а в 1873 году преобразовал это предприятие в «Бакинское нефтяное общество».

В 1884 году В. А. Кокоревым около Вышнего Волочка была построена так называемая Академическая дача для летнего отдыха и работы преподавателей и студентов ИАХ. Светлана Моисеева // Для славы Всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII – начала XX веков. СПб, 2024. С. 70-71.


Все произведения
Период:

Всего: 32
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером
Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером
1810-е
Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова
Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова
1810-е
Обнаженный юноша с копьем
Обнаженный юноша с копьем
1810-е
Персей и Андромеда
Персей и Андромеда
Конец 1810-х
Вольтижер
Вольтижер
Между 1823 и 1835
Мастерская художников братьев Чернецовых
Мастерская художников братьев Чернецовых
1828
Девушка на сеннике
Девушка на сеннике
1830-е
Голова молодой женщины в профиль
Голова молодой женщины в профиль
1830-е
Портрет автора и баронессы Екатерины Николаевны Меллер-Закомельской с девочкой в лодке
Портрет автора и баронессы Екатерины Николаевны Меллер-Закомельской с девочкой в лодке
1830-е
Портрет художника А.А.Алексеева
Портрет художника А.А.Алексеева
Середина 1830-х
Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году
Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году
1836 (7?)
Портрет великой княжны Марии Николаевны
Портрет великой княжны Марии Николаевны
1837
Гитарист
Гитарист
1839
Портрет сестер Шишмаревых
Портрет сестер Шишмаревых
1839
Девочка с куклой
Девочка с куклой
1841 (?)
Гадание на картах
Гадание на картах
1842
Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини
Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини
Не позднее 1842
Апостолы Петр и Павел
Апостолы Петр и Павел
1843–1844
Летящий ангел
Летящий ангел
1843–1844
Летящий ангел с мечом
Летящий ангел с мечом
1843–1844
Шедевры
Период:

Всего: 3
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Портрет сестер Шишмаревых
Портрет сестер Шишмаревых
1839
Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини
Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини
Не позднее 1842
Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)
Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)
Около 1851
Рекомендуем

Создание Кокоревской галереи в Москве относится к началу 1860-х годов. В специально выстроенном по проекту архитектора И. Д. Черника здании, где залы имели верхний свет, размещалось 430 произведений живописи и 35 скульптур. Русская часть насчитывала 241 работу. Открытие состоялось 26 января 1862 года.

Галерея В. А. Кокорева в Москве просуществовала недолго, уже в середине 1860-х годов финансовые трудности заставили владельца начать переговоры о продаже коллекции. Решив расстаться с галереей, Кокорев стремился сохранить целостность коллекции. Человек решительный и бескомпромиссный, он ясно сознавал значение своего собрания. В марте 1870 года 156 работ русской школы живописи было приобретено для коллекции государя наследника цесаревича Александра Александровича. За всю коллекцию В. А. Кокореву было заплачено 40 тысяч рублей (намного меньше, чем было затрачено им на покупку картин).

Произведения были первоначально размещены в Александровском дворце Царского Села, позднее часть из них была передана в Аничков и Зимний дворцы. В 1897 году, при организации Русского музея Императора Александра III, 106 первоклассных произведений живописи, некогда принадлежавших собранию В. А. Кокорева, были переданы из Александровского и Аничкова дворцов в Русский музей. Впоследствии сюда попали и другие работы из коллекции, не купленные в свое время для наследника. В 1920–1930-е годы значительная часть из них была выдана на постоянное хранение в разные музеи СССР.

Наиболее значительная часть собрания живописи Кокоревской галереи состояла из произведений К. П. Брюллова. В галерее Кокорева оказалось 39 (!) первоклассных произведений этого автора, из них 34 были приобретены для наследника. Из этого числа ныне в Государственном Русском музее находится 29 произведений. Высоко ценил В. А. Кокорев живопись И. К. Айвазовского — в каталоге указаны 23 произведения этого мастера. У Кокорева было 15 работ П. В. Басина, среди которых — этюды, эскизы, копии картин П. Веронезе. Масштабные пейзажи А. П. Боголюбова, Н. Г. и Г. Г. Чернецовых. Работы Ф. А. Бруни, А. А. Иванова относятся к лучшему, созданному художниками; менее известные, но отличающиеся своей характерной манерой живописцы В. Г. Худяков, А. А. Риццони были представлены в галерее лучшими своими произведениями.

Большинство работ собрания Кокорева относятся к периоду 1830–1850-х годов и прекрасно характеризуют живопись этого времени. Одной или несколькими картинами представлены П. А. Федотов, А. В. Тыранов, А. Г. Венецианов, А. Е. Егоров, В. И. Штернберг, В. А. Тропинин, А. Г. Варнек, С. Ф. Щедрин, М. Н. Воробьев, А. О. Орловский, Л. Ф. Лагорио, Н. Е. Сверчков, К. А. Трутовский.

Медиатека

Год создания: 2010 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

Фильм рассказывает о некоторых выдающихся коллекционерах, чьи собрания вошли в состав Русского музея. 

Год создания: 2001 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:51

Сегодня коллекция Государственного Русского музея насчитывает около 400 000 произведений искусства, а к моменту открытия его собрание включало всего лишь немногим более 2000 экспонатов. Основой собрания Русского музея стали произведения искусства из разных императорских, великокняжеских, государственных и частных коллекций: князя А.Лобанова-Ростовского, историка П.Н.Лихачева, купца Плюшкина и других. Среди первых были переданы музею личная коллекция Императора Александра III и собрание произведений искусства княгини Марии Тенишевой.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: