Коллекция онлайн

1823, дер. Покровская Поддубской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губ. – 1864, там же

Портрет Е. Н. Милюковой

Вторая половина 1840-х

  • Холст, масло. 33 х 25
  • Ж-5185

  • Пост. в 1934 из Музея Революции; ранее — ИБО ГРМ; ранее — в имении Н. К. Милюкова Каменка Вышневолоцкого уезда Тверской губернии


Наибольшую известность среди портретов работы Григория Сороки в Русском музее получило изображение Елизаветы Милюковой (Ж-5185). Оно подкупает искренностью и непосредственностью. Обаяние юной модели передано наивной кистью начинающего живописца. Возможно, подобное сочетание явилось причиной появления романтической легенды о любви крепостного художника и барышни, ничем, кстати, не подтвержденной. Сомнительно также утверждение, что портрет Елизаветы вырезан из написанного ранее группового портрета*. В нижележащем слое действительно просматривается женская рука в одежде из узорчатой ткани, однако композиционно она не связана с головой девочки. Более вероятно, что некий большой портрет (не обязательно групповой) был разрезан на части и передан в качестве основы для живописи начинающему художнику. Подобный пример использования старых произведений встречался в практике Сороки: один из его первых пейзажей — «Вид в Островках, имении Н. П. Милюкова» (Ж-8896) — написан на обороте старого, скорее всего чужого рисунка**. Л. В. Вихорева. Григорий Васильевич Сорока. 1823—1864 // Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 17.

* Островский Г. С. Григорий Сорока. СПб: Искусство-СПб, 1993. С. 165.
** При раздублировании картины в 1974 году на обороте авторского тонкого картона были обнаружены рисунок карандашом «Горный пейзаж с селением» работы неизвестного художника и неразборчивая подпись.

Милюкова Елизавета Николаевна (1836 — не ранее 1922) — младшая из двух дочерей Николая Петровича и Аграфены Кононовны Милюковых. Жила в Островках, двадцати двух лет вышла замуж за соседнего помещика, отставного поручика вдовца Сергея Дмитриевича Березина (1823–1886), отца двоих детей — Дмитрия (1849) и Николая (1850). В браке родилась дочь Елизавета.

К. В. Михайлова предполагала, что портрет «является фрагментом неосуществленного группового портрета, откуда был вырезан и частично переписан художником» (кромки холста загнуты по живописи, на рентгенограмме просматривается женская рука, лежащая на плече Милюковой)» (Каталог выставки 1975. С. 62). Современное исследование позволило лучше разглядеть нижележащий живописный слой: под изображением плеча Е. Н. Милюковой скрывается кисть руки, а продолжение руки в узорчатом рукаве находится под изображением головы девочки. Очевидно, видимый и нижележащий слои композиционно не были связаны между собой. Скорее всего Сорока использовал в качестве основы для своей работы фрагмент разрезанной на части старой картины. Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 29.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: