Коллекция онлайн

1808, Бежецк Тверской губернии — 1859, Кашин Тверской губернии

Мастерская художников братьев Чернецовых

1828

  • Холст, масло. 29,5 x 23,5
  • Ж-5188

  • Пост. в 1897 из Александровского дворца (Царское Село); ранее (до 1870) - собрание В.А.Кокорева (Москва)


Мастерская братьев Чернецовых находилась на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

Изображены: Григорий Григорьевич Чернецов (1802–1865), играющий на гитаре, и Никанор Григорьевич Чернецов (1805–1879), сидящий на диване. В зеркале, висящем на стене, отражается портрет автора — А. В. Тыранова. Эскиз находится в частном собрании (Москва).

Чернецов Григорий Григорьевич (1802, г. Лух Костромской губ. — 1865, Санкт-Петербург) — живописец, рисовальщик, литограф. Пейзажист, портретист, автор исторических картин, писал многофигурные композиции, интерьеры. Сын иконописца Г. С. Чернецова, старший брат художников Н. Г. и П. Г. Чернецовых. Первоначальные навыки получил от отца и старшего брата Е. Г. Чернецова. С 1819 в Петербурге. Посещал рисовальные классы ИАХ. Занимался под руководством С. Ф. Галактионова, затем А. Г. Варнека, с 1824 — М. Н. Воробьева. Работал в Петербурге и окрестностях, в 1824 — в имении Всеволожских в Рябово Петербургской губ., в 1825 — в Финляндии, в 1826 — в г. Лухе и в Костромской губ., в 1827 — в Ревеле. 14 апреля 1829 зачислен «живописцем Его Величества» в штат Кабинета Е. И. В. В 1838 — вместе с братом совершил путешествие на специально оборудованном барке по Волге от Рыбинска до Астрахани для составления перспективы волжских берегов (Государственная Национальная Библиотека). С 1840 по 1842 был в Италии, в 1842–1843 посетил Египет, Палестину, другие страны Ближнего Востока. В 1846–1848 состоялась вторая поездка художника в Италию. С 1830 — участник академических выставок. С 1831 — академик ИАХ. Автор знаменитой картины «Парад на Царицыном лугу» (завершена в 1837), где представил портретные изображения более двухсот истинных и возможных участников событий, в том числе А. С. Пушкина, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова и многих других.

Чернецов Никанор Григорьевич (1805, г. Лух Костромской губ. — 1879, Санкт-Петербург). Живописец, рисовальщик, акварелист, литограф. Пейзажист, автор городских видов, интерьеров. Младший брат Г. Г. Чернецова. С 1823 — в Петербурге. В 1824 принят под покровительство ОПХ, посещал классы ИАХ, обучался у М. Н. Воробьева. Академический курс окончил в 1827 со второй золотой медалью. В 1826 работал в Костромской губ, в 1827 — в Ревеле. С 1829 по 1831 жил на Кавказе, преимущественно в Грузии, затем путешествовал по Черноморскому побережью. В 1831–1832 состоял при «Исаакиевской комиссии и построении Александровской колонны» на положении рисовальщика у архитектора О. Монферрана. С 1833 по 1836 находился на службе у новороссийского губернатора графа М. С. Воронцова, жил в Одессе. Путешествуя вдоль берегов Черного моря на пароходе «Петр Великий», исполнил множество рисунков и акварелей. В 1831 — назначенный, в 1832 — академик пейзажной живописи.

Тыранов Алексей Васильевич (1808, Бежецк Тверской губ. — 1859, Кашин Тверской губ.) — живописец. Портретист, автор жанровых сцен в интерьере. Родился в мещанской семье, учился в гимназии в Твери. Работая иконописцем, привлек внимание А. Г. Венецианова, у которого с 1824 по 1932 жил и брал уроки. Позднее при его содействии поступил в ИАХ посторонним учеником. В 1827 за счет ОПХ, под руководством которого художник находился с 1825, удостоен второй золотой медали за «Перспективный вид внутренности эрмитажной библиотеки» (ГЭ; за эту картину художник получил бриллиантовый перстень), погрудное изображение старика и «девушки с теленком в малом виде с натуры», а в 1830 — первый золотой медали за картину «Внутренний вид церкви Зимнего дворца» (ГЭ). В 1832 «по рапорту Венецианова» получил звание неклассного (свободного) художника с правом преподавать рисование в гимназиях и уездных училищах. С осени 1836 посещал классы К. П. Брюллова. В этом же году признан назначенным в академики за картину «Девочка с тамбурином». С 1839 — академик «по живописи портретной». С 1839 по 1843 находился в пенсионной поездке в Италии. В 1843 вернулся в Петербург, вскоре заболел и в 1844 находился на излечении. С 1846 по 1849 жил в Бежецке, где выполнил образа для церкви помещика Линева и несколько портретов. В 1849 вернулся в Петербург. В середине июля 1859 уезжает в Кашин к старшему брату, где через 2 недели умирает.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: