Гитарист
1839
- Холст, масло. 86,5 x 69
- Ж-5230
Пост. в 1897 из Царскосельского Александровского дворца-
Сведения о реставрации:
Марков М.Н. (1956)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
На портрете изображен знаменитый в свое время московский гитарист-виртуоз Владимир Иванович Морков. Исполняя романс, гитарист как бы раскрывает состояние своей чувствительной души. С этим образом невольно связывается представление о небольших уютных московских гостиных в особняках первой половины XIX века, где в тишине, раздавались негромкие, проникновенные звуки гитары. Лирический бытовой романс в то время занял большое место в городском быту, а гитара стала одним из излюбленных музыкальных инструментов.
Морков Владимир Иванович (1801—1864) — русский гитарист, автор «Полной школы для семиструнной гитары» и целого ряда сочинений и переложений для своего инструмента. Написал «Исторический очерк русской оперы».
Картина неоднократно повторялась и варьировалась автором. Одноименный первоначальный вариант (с расшитым воротом рубахи) начала 1820-х находится в Музее музыкальной культуры М. И. Глинки (Москва).
Состояние сохранности до реставрации:
При поступлении в реставрацию авторская основа имела сильную деформацию, в правых верхнем и нижнем углах имелись фигурные прорывы с замятостями, изломами и утратой части холста. По краям прорывов красочный слой осыпался. Авторский холст был ветхий, перегоревший и требовал усиления. Связь красочного слоя и грунта с основой была нарушена повсеместно, что повлекло за собой появление мелких осыпей. Исследования поверхности красочного слоя в УФ-лучах показали наличие многочисленных мелких записей, лежащих на лаке, расположенных в основном на фоне в верхней части и на изображении одежды. Желтый лак значительно менял колорит картины.
Комплекс проведенных мероприятий:
Прежде всего был проведен полный комплекс мероприятий технической реставрации, направленный на устранение аварийного состояния произведения. Связь красочного слоя и грунта с основой восстановлена путем укрепления живописи, устранены деформации и заделаны прорывы холста. Для усиления основы картина была сдублирована на новый холст. Проведено раскрытие авторской живописи от поздних записей и желтых слоев лака, что вернуло портрету авторский колорит и тональное решение, мягкость касаний. На завершающем этапе были выполнены реставрационные тонировки и картина была покрыта защитным слоем реставрационного лака.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 103.