Коллекция онлайн

Около 1720, Вена - 1766, Рим

Конный портрет Елизаветы Петровны со свитой

1744–1755


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Среди портретов середины XVIII века устроители таврической выставки уделили большое внимание произведениям эпохи Елизаветы Петровны. В этом сказались личные пристрастия мирискуссников. Особенно Александра Бенуа, с детства увлеченного искусством и культурой елизаветинского времени, что нашло отражение в его художественных произведениях и литературных трудах.

Двадцать лет длилось царствование императрицы Елизаветы Алексеевны, любимой дочери Петра Великого. Десятки ее живописных портретов создали придворные мастера. Словно книгу человеческой жизни листаем мы, рассматривая эти произведения. Вот молодая, 34–летняя Елизавета, облаченная в мужское платье, так шедшее к ее стройной фигуре, смотрит на нас с портрета модного живописца Луи Каравака. Нежное лицо еще не лишилось юношеского очарования, пристальный взгляд лучистых глаз выдает природную живость ума. Она талантлива и необычайно хороша собой, она истинная дщерь своего отца и Россия по праву вверена ей Богом в полное властвование.

Как Всемилостивейшая Государыня, истинная защитница своего отечества, предстает Елизавета в работе Георга Пренера - аллегорическом групповом портрете, прославляющем мирную восточную политику России. Облаченная в воинские латы со всеми царскими регалиями, она восседает верхом на коне в окружении своей свиты. На заднем плане – сцена осады русскими войсками турецкой крепости. Над головой императрицы парят два орла: один – в короне и со скипетром, у другого на голове золотой вензель императрицы, в клюве – оливковая ветвь – символ мира. Слева – конная группа вельмож во главе с великим князем Петром Федоровичем, провозглашенным наследником престола. Справа конная статс-дам, среди которых великая княгиня Екатерина Алексеевна, записавшая в 1745 году свои первые впечатления об императрице Елизавете: «Поистине тогда нельзя было видеть в первый раз и не поразиться ее красотой и величавой осанкой. Это была женщина высокого роста, хотя очень полная, но ничуть от этого не терявшая… Она танцевала в совершенстве и отличалась особой грацией во всем, что делала, одинаково в мужском и женском наряде…».

В 1752 году Каравак напишет еще один портрет Елизаветы Петровны. Он запечатлит ее облаченной в черное маскарадное домино с маской в руке. Грациозная и романтичная, величавая и торжественная - она по-прежнему прекрасна в свои 43 года.

Елизавета Петровна не стала идеальной императрицей, да и не претендовала на это. Не имея опыта управления государством, она передавала решение важных дел своим фаворитам, что, правда, не портило общей картины – вокруг Елизаветы в основном вращались не авантюристы, а представители российских дворянских фамилий, которым судьба государства была отнюдь небезразлична. 

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





Елизавета Петровна (1709, Коломенское — 1761 / 1762, Санкт-Петербург) — российская императрица (с 1741). Дочь императора Петра I и Екатерины Алексеевны (до крещения в православие — Марта Скавронская). Считалась незаконнорожденной, но после официального брака родителей в 1712 году стала носить титул цесаревны. В 1741 году взошла на престол в результате дворцового переворота, совершенного при поддержке роты лейб-гвардии Преображенского полка. Вела успешные войны со Швецией и Пруссией. Внутренняя политика характеризовалась расширением прав дворянства на владение землей и крестьянами. В то же время были отменена смертная казнь и ослаблена пыточная практика.

Елизавета славилась красотой, веселым нравом, любовью к роскоши и увеселениям. Ее гардероб насчитывал до 12 тысяч платьев. Вкусы императрицы и ее фаворитов, отличавшихся широкой образованностью, способствовали развитию искусств и просвещения. В России была расширена сеть начальных школ, реорганизованы военно-учебные заведения, открыты первые гимназии, а в 1755 году основан Московский университет. С 1757 года в Петербурге начала свою работу «Академия трех знатнейших художеств». Столица и ее пригороды украсились великолепными дворцами и храмами в стиле барокко. Детей у императрицы, скорее всего, не было. Возможно, она состояла в тайном браке с графом А. Г. Разумовским, которого возвысила из придворных певчих.

Светлана Моисеева. Елена Столбова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 215.

Полотно представляет аллегорию мирной восточной политики России. Елизавета Петровна изображена в латах, с орденами святого Андрея Первозванного (лента и звезда) и святой Екатерины Большого креста (бант из орденской ленты на левой руке). Слева — конная группа вельмож во главе с великим князем Петром Федоровичем, изображенным с лентой и звездой ордена святого Андрея Первозванного. Справа — конная группа статс-дам, среди которых великая княгиня Екатерина Алексеевна. На заднем плане — сцена осады русскими войсками турецкой крепости. Над головой императрицы парят два орла: один — в короне и со скипетром, у другого на голове золотой вензель императрицы, в клюве — оливковая ветвь. (С. М.)

Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 206.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: