Крещение Спасителя
1810–1811
- Картон прессованный, масло. 50,5 х 109
- Ж-5471
Пост. в 1932 из Казанского собора, Ленинград
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Из прошения Андрея Иванова, которое рассматривалось Советом Академии 27 января 1812 года, следует, что для „церкви Казанския Богоматери“ им было написано в 1804–1811 десять образов, в том числе „Сретение Господне“ и „Крещение Спасителя“. Согласно описи работ, представленной Советом ИАХ в Комиссию о построении Казанской церкви 30 апреля 1810 года, „Сретение“ могло быть написано не позднее этого времени, а „Крещение Спасителя“ – во второй половине 1810 – первой половине 1811 года: освящение собора состоялось 15 сентября 1811 года. Как и многие другие произведения начала XIX века, создаваемые для строившихся в Петербурге соборов и церквей, картоны Андрея Иванова еще очень близки к традиционным произведениям исторического жанра. Однако, изначально предназначенные для определенного места в иконостасе, они органично включились в стилистику храмового интерьера. Светлана Моисеева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 105.
Крещение — один из двунадесятых праздников Православной Церкви. Основу иконографии составляют тексты четырех евангелий (Мф 3, 13–17, Мк 1, 9–11, Лк 3, 21–22, Ин 1, 29–38), повествующие о крещении Иисуса Христа в водах реки Иордан святым Иоанном Предтечей. Празднование 6/19 января. Религиозный Петербург. СПб, 2004. С. 545.
В текстах четырех евангелий повествуется о крещении Иисуса Христа в водах реки Иордан святым Иоанном Предтечей.
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Праздник также носит название «Богоявление», так как при этом событии впервые миру были явлены все три лица Пресвятой Троицы (глас с небес Бога Отца и сошествие Святого Духа в виде голубя). Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22; Ин. 1, 29–38. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 103.
На обороте надпись: Андрея Иванова