Коллекция онлайн


Архидиакон Стефан

(часть иконостаса походной церкви Елизаветинского времени). XVIII в. (от 1701 до 1800 гг.)

  • Шелк, масло. 202 х 70
  • Ж-5755

  • Пост. из Музейного фонда (Древлехранилище Александро-Невской лавры) в 1930-х гг.

  • Сведения о реставрации:

    Русакова Н.И. (2018)

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

В Русском музее хранятся два уникальных походных иконостаса Елизаветинского времени, написанными масляными красками с золочением на синем шелке в первой половине ХVIII в.. Несмотря на большие размеры (высота более двух метров), иконы легки для переноски, т.к. такие иконостасы создавались для походных церквей Все 11 икон из двух иконостасов, поступили в 30-х годах из Древлехранилища Александро-Невской Лавры. Изображения святых написаны в резервах, обрамленных рокайльными золочеными орнаментами из завитков, картушей и листьев аканта. Все свободное пространство икон это синий шелк, легкий, с хорошо заметной фактурой и чередованием блестящих и матовых частей камки или же муаровым блеском.

Оба иконостаса сходны по технике письма и используемым материалам, хотя основа их немного отличается. В первом случае это двухцветная камка с «травчатым» рисунком, во втором – двухцветный репс. Краситель в обоих случаях – кубовый индиго.  Как правило, грунт всех икон болюсный с использованием свинцовых белил, золочение масляное.

Четыре иконы первого иконостаса находятся в очень плохом состоянии. Они сильно поновлены и продолжают разрушаться под тяжестью поновительских подклеек, записей, дублирующих материалов. Второй иконостас, состоящий из 7 икон, сохранился лучше. Самым уязвимым элементом икон оказался открытый шелк. Он подвергся естественным разрушениям под действием механических воздействий, агрессивной среды и загрязнений. Многочисленные утраты, разрывы, ветхая, посеченная поверхность шелка требовали немедленной консервации. Живопись обоих иконостасов сохранилась в удовлетворительном состоянии за исключением участков с поврежденной основой. На них связь красочного слоя с грунтом и основой очень плохая.

Комплекс проведенных мероприятий:

Работа началась с самой разрушенной иконы «Святой Стефан». Необходимо было разработать методику реставрации как масляной живописи, так и ткани основы, подобрать материалы, дающие хороший общий результат.

В настоящее время работа над первой иконой иконостаса, «Святой Стефан», завершена. Выполнено укрепление красочного слоя и грунта. Икона полностью раскрыта от поновлений, включая живопись в резервах, золочение и открытый авторский шелк. Шелк по периметру освобожден от подклеек, перегрунтовок и записей, укреплен и дублирован на слой предварительно тонированного синего шелка-туали подобной толщины с помощью полиэфирной пленки. Разрывы подклеены. Центральная часть иконы дублирована на промежуточный слой бумаги Gampi, затем выполнено общее дублирование на плотную, тонкую хлопчатобумажную ткань, предварительно тонированную в синий цвет. Дублирование проведено на столе низкого давления холодным способом. После выполнения всех работ по живописной реставрации икона закреплена на планшетном подрамнике. Живописное изображение в центре покрыто лаком. Выполнено тонирование утрат красочного слоя красками Maimeri restauro.

Дальнейшая консервация икон иконостасов продолжается.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 176.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: