Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году
Вторая половина XVIII века
- Холст, масло. 85 x 108,3
- Ж-6745
Пост. от О. С. Хмелевой-
Сведения о реставрации:
Макаров А.Л. (2016)
- Период XVIII век
- Поделиться
Екатерина II была первой из российских царских особ, кто совершал большие путешествия по своей стране, не связанные с военными действиями. Поездки обставлялись с большой пышностью и продолжались многие месяцы, будучи важными политическими мероприятиями. Помимо свиты, сопровождавшей императрицу, с ней ехали государственные деятели, сенаторы, чиновники, иностранные послы. Во время поездок Екатерина встречалась с представителями разных слоев населения, инспектировала работу местной администрации.
Самым длительным (7 месяцев) было путешествие 1787 года в Крым. Часть пути проходила по Днепру на гребных судах. Около Киева императрица встречалась с польским королем Станиславом-Августом, а под Кременчугом – с австрийским императором Иосифом II. Именно последнее путешествие изображено на полотне: среди приветствующих императрицу подданных мужчины и женщины, как в европейских, так и в восточных костюмах.
Елена Столбова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 234.
Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна Романова (1729–1796) – урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. Старшая дочь герцога Кристиана Августа Ангальт-Цербстского (1690–1747) и герцогини Иоганны Елизаветы Гольштейн-Готторпской (1712–1760). В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. С 1745 – великая княгиня, В браке родился сын – великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I (1754–1801). Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774; 1787-1792) и Швецией (1788-1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос.
Ольга Савенкова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 229.
Состояние сохранности до реставрации:
Картина долгое время хранилась в горизонтальном положении, без подрамника. В правом нижнем углу и по периметру были утраты основы. Тыльная сторона покрыта воскомасляным слоем. Такое средство использовалось в XVIII – начале XIX века для защиты картин от влаги и плесени. Полотно холста сшивное, с одним горизонтальным швом. По всей длине шва имеется жесткая трещина грунта и красочного слоя. По периметру вдоль краев располагались гвоздевые проколы от предыдущей натяжки картины на подрамник. Из-за того, что авторские кромки отсутствовали, картина была натянута на подрамник меньшего размера за авторские края с живописью. На краях картины имелся более плотный слой потемневшего лака. Поверхность живописи была сильно загрязнена, потемнела, смотрелась неравномерно.
Комплекс проведенных мероприятий:
На первом этапе было выполнено укрепление красочного слоя с отпрессовкой. С тыльной стороны был удален слой воскомасляной мастики, восполнены утраты основы, заделаны проколы, нивелирован уровень шва. Авторская основа дублирована на новый холст. Затем картина натянута на новый экспозиционный подрамник, изготовленный в соответствии с оригинальным размером авторской живописи. С поверхности живописи удалены загрязнения, сняты поздние слои лаков и записей. Нижний лаковый слой утоньшен и выровнен. В верхней части изображения неба раскрылась надпись, описывающая сюжет композиции.
На втором этапе реставрации в утраты подведен реставрационный грунт, живопись покрыта защитным слоем лака, выполнены тонировки масляными красками.
В результате реставрации восстановлен авторский размер, расчищенная авторская живопись стала яркой, холодного тона. Раскрыта авторская надпись, имеющая важное историческое значение.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 112.