Портрет военного с мальтийским (?) крестом
Первая четверть XIX в
- Слоновая кость, акварель, гуашь. 8.4 х 6,8
- Ж-8983
Пост. от В. В. Тищенко в 1974-
Сведения о реставрации:
Русакова Н.И. (2019)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Состояние сохранности до реставрации:
Живописные миниатюры на пергаменте, бумаге, кости и металле занимают особое место в работе отдела реставрации смешанной живописи. Работа с ними сложна не только из-за размеров живописи, но и из-за использования разнообразных сочетаний основ и красочных слоев. Как правило, все основы для такой живописи реагируют на малейшие изменения температурно-влажностного режима, освещения, способа монтировки. Поэтому даже превентивная реставрация и правильные условия хранения имеют очень большое значение. Поверхностные загрязнения и биопоражения часто практически полностью разрушают красочные слои миниатюр. Большое количество утрат в сравнении с малым размером оригиналов заставляют в каждом случае пользоваться особым подходом к восстановлению утрат.
Миниатюры на кости «Кошка» и «Портрет военного с мальтийским крестом» были сильно деформированы. Костяные пластины, на которых они были написаны, были заклеены с тыльной стороны крепким темно-коричневым клеем и многочисленными бумажными заклейками с надписями и номерами. Кость, которая обычно реагирует на малейшие изменения температуры и влажности воздуха, была проклеена водными растворами, что явилось основной причиной разрушений. Деформации тыльной стороны вызвали отслоения и шелушения красочных слоев на лицевой стороне. На миниатюре «Кошка» были видны сильные поверхностные загрязнения, следы биопоражений, утраты и потертости. На «Портрете военного» имелось большое количество утрат, сопоставимых по размерами с крошечным изображением кавалера.
Комплекс проведенных мероприятий:
Укрепление красочных слоев на аварийных участках с лицевой стороны выполнялось под микроскопом. Клеевые составы подбирались в процессе пробных работ. Основным требованием было отсутствие изменений в цвете и появлений ореолов и затеков.
Затем тыльные стороны были очищены от толстых пленок темного клея. Работа выполнялась очень маленькими участками «сухим способом». Клей постепенно стачивался до полной очистки. После этого костяные пластины были выпрямлены. Для этого миниатюры помещались в камеру, в которой находился сосуд, наполненный водой. Время выдержки и количество водяных паров в камере подбирались экспериментально. В процессе работы был очень важен контроль за состоянием лицевой стороны, т.к. некоторые красочные смеси и их сочетания, наличие лаков в составе связующих могут реагировать на влагу и, как следствие, мутнеть, растворяться, смешиваясь с нижележащим слоем. После многократного и постепенного увлажнения и выдержки костяные основы были выпрямлены в плоскости прессованием с постепенным увеличением нагрузки. Загрязнения и следы биопоражений были удалены механически. под микроскопом Реставрация была завершена тонированием и монтировкой в специальные рамы под стекло. Все надписи и номера перенесены на картон, защищающий тыльную сторону. В связи с большим количеством утрат на «Портрете военного с мальтийским крестом» в соответствии с решением Реставрационной комиссии тонирование утрат было выполнено в условной манере, пуантелью.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 154-155.