Русская живопись XVIII века сохранила не так много изображений людей в народном костюме и уж совсем мало – в крестьянской одежде. Портрет женщины в русском костюме написан неизвестным художником в 1769 году. Женщина, послужившая моделью, по-видимому, была из состоятельной городской, возможно, купеческой семьи, из города Торопца, купцы которого славились своим богатством. Кокошник расшит крупным жемчугом. Наряд дополняют жемчужные серьги и ожерелье. Сарафан сшит из дорогой шелковой ткани. Он застегивается на крупные филигранные пуговицы, также дорогие.
Одно из важных украшений женского сарафана — пуговицы из серебра, меди, латуни, камней, кости, перламутра, стекла. Пуговицы из металла, изготовленные в технике литья, полые внутри, имеют разнообразные формы — круглые, овальные, грушевидные, куполообразные с круглой петлей, плоские с двумя отверстиями. Размеры — от малых, с горошину, до крупных, с перепелиное яйцо. Они застегивались на воздушные петли, выложенные крученым из золотных нитей шнуром. Художественные приемы изготовления пуговиц — использование скани с зернью, чеканки, гравировки, покрытие цветной эмалью. По украшению костюма и пуговицам можно было судить о достатке семьи. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII–XX веков. СПБ, 2015. С.22.