Портрет Николая Никитича Демидова (1774-1828)
Не ранее 1828
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Николай Никитич Демидов (1773–1828) — тайный советник, промышленник, меценат, коллекционер. Потомок знаменитого рода уральских горнозаводчиков. С рождения был записан в лейб-гвардии Преображенский полк. В 1787 переведен в лейб-гвардии Семеновский полк, в 1789 — флигель-адъютант Г. А. Потемкина-Таврического. В 1791 — генерал-аудитор-лейтенант действующей армии в Бессарабии, в 1792 произведен в подполковники и переведен в Московский гренадерский полк. В 1790-е перешел на гражданскую службу. С 1800 в отставке, отправился в путешествие по Европе. В Париже собрал великолепную коллекцию французской живописи. Во время Отечественной войны 1812 года за свой счет экипировал 1-й Егерский полк Московского ополчения, названный «Демидовским». С 1815 поселился в Риме, где устроил художественный музей, дом престарелых и сирот, собрал богатейшую картинную галерею. В 1822 перебрался во Флоренцию, где построил школу, госпиталь, основал Дом призрения престарелых и инвалидов. Общая сумма его пожертвований на благотворительность в России составила более 720 000 рублей. Умер во Флоренции (прах погребен на территории одного из уральских заводов). В 1871 на одной из площадей Флоренции ему поставили памятник (площадь носит его имя). Командор ордена Св. Иоанна Иерусалимского (1799), кавалер ордена Св. Владимира 2-й степени (1825) и других. Был женат на баронессе Е. А. Строгановой (1779–1818), от которой имел двух сыновей.
В основе картины гравюра Жана Батиста Фортуне де Фурнье (Jean Baptiste Fortunй de Fournier; 1798–1864). Согласно надписи на гравюре, портрет выполнен с натуры во Флоренции в 1828, вероятно, в интерьерах палаццо Серристори. По воспоминаниям М. Д. Бутурлина: «Николай Никитич зажил во Флоренции владетельным князьком второй руки. Нанимаемый им палаццо Серристори у моста Делле Грацие представлял пеструю смесь публичного музея с обстановкой русского вельможи прошлого века. <…> Самого Демидова, тяжело больного, разбитого параличом, перевозили из комнаты в комнату на креслах с колесами».
Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 202.