Коллекция онлайн

Вишняков И. Я.
Михайлов Д.
1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Архангел Михаил

(из иконостаса Троице-Петровского собора). 1755-1756


+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Икона была закреплена металлическими коваными гвоздями на двери Царских врат без должного натяжения, что спровоцировало появление сильных деформаций холста, кракелюра грунта и красочного слоя. Авторская основа дублирована, адгезия с дублировочным холстом неудовлетворительная, имеется тенденция к раздублированию. Разновременные сплошные и фрагментарные записи и наслоения поновительских, изменившихся в тоне и цвете лаков искажают не только авторский колорит, но и меняют рисунок некоторых деталей произведения.

Комплекс проведенных мероприятий:

В результате проведенных реставрационных мероприятий укреплены грунт и красочный слой, удален старый дублировочный холст с тыльной стороны, авторское полотно очищено от деструктированного пересохшего клея, в местах прорывов с утратами основы сделаны вставки из старого, подходящего по структуре холста, заделаны проколы. В результате дополнительных исследований установлено: авторский холст сохранил свою механическую прочность, что дало возможность не дублировать его вторично. Подведены реставрационные кромки, и картина натянута на новый подрамник с подложкой под тыльную сторону из Kapaplast, чтобы избежать механической вибрации авторского холста. В места утрат подведен реставрационный грунт. После удаления поверхностных загрязнений и копоти проведена регенерация покровного лака методом Петтенкофера. Удалены разновременные, изменившиеся в цвете и тоне записи; по всей поверхности утоньшены потемневшие лаки, выровнен авторский лак. В местах утрат и потертостей живопись восполнена тонировками. Икона покрыта защитным слоем реставрационного лака.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 148.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: