Коллекция онлайн

1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Архангел Михаил

(из иконостаса Троице-Петровского собора). 1755-1756


Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях как христианство, иудаизм и ислам. В православии его называют Архистратигом, что означает глава святого воинства Ангелов и Архангелов. Обычно изображен в красном плаще.

Деревянная церковь Святой Троицы была заложена через четыре с половиной месяца после основания города — первого октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы <ныне — Троицкая площадь на Петроградской стороне Санкт-Петербурга>. <...> В 1743 году по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкого собора было разобрано, и к 1746 году возведен новый «безо всякой перемены» храм, освященный в мае того же года. Иконостас был исполнен Иваном Вишняковым, Алексеем Антроповым и Петром Семеновым. В 1750 году он сгорел дотла. Его восстановление под руководством следовавшего старым планам Ф.-Б. Растрелли осуществил архитектор С. А. Волков. Первого июня 1756 года возрожденный храм был вновь освящен. <...> В 1933 году ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры был снесен, и в августе того же года все двадцать семь образов иконостаса переданы в Русский музей. Светлана Моисеева. Образа из иконостаса Троицкой соборной церкви в Санкт–Петербурге // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 45-46.

В Русском музее хранится весь комплекс икон Троицкой церкви — 28 сюжетов. Из них с именем Ивана Вишнякова в результате документального, сравнительного стилистического и технико-технологического исследования с большой долей уверенности можно связать семнадцать образов. <...> В некоторых работах очевидно характерное для барочных иконостасов Петербурга влияние гравюр с западноевропейских оригиналов.

В процессе подготовки к экспонированию произведения подверглись реставрации: удалены загрязнения, позднейшие записи, слои разложившегося лака. Иконографические и живописные достоинства полотен уникального иконного цикла стали очевиднее. Образа иконостаса Троицкого собора (или Троицкой соборной церкви) представляют собой ценнейший памятник русской живописи середины XVIII века. Несомненно их высокое историко-культурное значение, в том числе и как характерного примера деятельности живописной команды Канцелярии от строений — важного феномена художественной жизни новой русской столицы. И, разумеется, как бесспорное доказательство высокого, индивидуально окрашенного таланта «живописных дел мастера» — яркого и своеобразного художника Ивана Яковлевича Вишнякова. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С. 14.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Икона была закреплена металлическими коваными гвоздями на двери Царских врат без должного натяжения, что спровоцировало появление сильных деформаций холста, кракелюра грунта и красочного слоя. Авторская основа дублирована, адгезия с дублировочным холстом неудовлетворительная, имеется тенденция к раздублированию. Разновременные сплошные и фрагментарные записи и наслоения поновительских, изменившихся в тоне и цвете лаков искажают не только авторский колорит, но и меняют рисунок некоторых деталей произведения.

Комплекс проведенных мероприятий:

В результате проведенных реставрационных мероприятий укреплены грунт и красочный слой, удален старый дублировочный холст с тыльной стороны, авторское полотно очищено от деструктированного пересохшего клея, в местах прорывов с утратами основы сделаны вставки из старого, подходящего по структуре холста, заделаны проколы. В результате дополнительных исследований установлено: авторский холст сохранил свою механическую прочность, что дало возможность не дублировать его вторично. Подведены реставрационные кромки, и картина натянута на новый подрамник с подложкой под тыльную сторону из Kapaplast, чтобы избежать механической вибрации авторского холста. В места утрат подведен реставрационный грунт. После удаления поверхностных загрязнений и копоти проведена регенерация покровного лака методом Петтенкофера. Удалены разновременные, изменившиеся в цвете и тоне записи; по всей поверхности утоньшены потемневшие лаки, выровнен авторский лак. В местах утрат и потертостей живопись восполнена тонировками. Икона покрыта защитным слоем реставрационного лака.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 148.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: