Портрет Е. С. Авдулиной
1822–1823
- Холст, масло. 81 x 64,3
- Ж-5138
Пост. в 1918 из собр. Е. М. Терещенко, где находился с 1906 (Петроград); ранее - в собр. Б. И. Ханенко (Киев)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Авдулина Екатерина Сергеевна (1788–1832) — внучка получившего дворянство купца-миллионера Саввы Яковлева. С 1808 была замужем за генерал-майором лейб-гвардии Кавалергардского полка Алексеем Николаевичем Авдулиным (1776–1838), который состоял членом петербургского Английского клуба и Общества поощрения художников. В 1822–1823 Авдулины жили в Париже в Отеле Бурбон. В Петербурге Авдулины были известны своими балами, на которых бывал Пушкин, а также дружбой со знаменитой актрисой А. М. Каратыгиной. Младшие сестры Авдулиной были замужем: Анна — за А. Ф. Шишмаревым, Варвара — за К. И. Альбрехтом, Надежда — за М. В. Шишмаревым. Портреты их мужей писал Кипренский. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 115.
Авдулина Екатерина Сергеевна (1788–1832), урожденная Яковлева, дочь действительного статского советника и кавалера нескольких орденов, жена генерал-майора лейб-гвардии Кавалергардского полка, члена Общества поощрения художников А. Н. Авдулина. Богатая светская женщина, она давала в Санкт-Петербурге балы, на которых бывал и А. С. Пушкин.
Портрет завершил собою ряд произведений, исполненных Кипренским во время первой поездки за границу (1816–1823). Его смело можно отнести к числу наиболее блистательных изображений в русском искусстве первой половины XIX века.
Одухотворенный облик модели, болезненное с тонкими чертами лицо, увядающий хрупкий гиацинт на окне, изысканность всего художественного строя полотна заставляли современников сравнивать его с работами Леонардо да Винчи. Созданный в Париже, он действительно выдает влияние хранящейся в Лувре "Моны Лизы". Современники отмечали исключительное мастерство отделки деталей. "Портрет весьма окончен, руки написаны и нарисованы прекрасно, черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом", — писал В. И. Григорович, секретарь Общества поощрения художников. Полный мечтательной грусти портрет типичен для периода расцвета творчества художника. Наряду со знаменитым прижизненным портретом А. С. Пушкина относится к шедеврам его искусства.