Портрет Е. И. Нелидовой
1773
- Холст, масло. 164 x 106
- Ж-4986
Пост. в 1917 из Петергофского дворца-
Сведения о реставрации:
Реставрация до поступления в РМ - Реставрация, перевод на новый холст, А.Сидоров, 1889, Эрмитаж
- Полная реставрация: Корнякова И. Н. (2008–2010)
Нелидова Екатерина Ивановна (1758–1839), с 1765 по 1775 воспитанница Смольного института; по окончании которого награждена золотой медалью второго достоинства и шифром Екатерины II. С 1776 фрейлина великой княгини Натальи Алексеевны. После ее смерти (1777) — фрейлина великой княгини Марии Федоровны. Камер-фрейлина и кавалерственная дама. Фаворитка Павла I. Последние годы жизни провела в Смольном институте, где занимала неофициальное положение дамы-патронессы. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 93.
В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете.
Е. И. Нелидова изображена в театральном костюме, в котором исполняла танцевальный номер на сцене театра Воспитательного общества благородных девиц. Художник показывает свою модель в опоэтизированном естественном бытии, в органическом слиянии с природой, в грациозном порыве искрящейся оптимизмом игры, на пороге сулящей надежды жизни.
О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей
Состояние сохранности до реставрации:
Двух и трехслойный изменившийся лак, нанесенный в разное время, перекрывал следы предыдущих реставраций. Многочисленные мелкие записи, располагавшиеся по всей поверхности, сильно изменились и заходили на авторскую живопись. В связи с потемнением лака «косметические» тонировки к выставкам выполнялись с учетом его приобретенного цвета. Таким образом, по голубовато-белому изображению неба были нанесены зеленые тонировки. Лак по своей структуре является хоть и потемневшей, но пленкой. Через него в искаженном колорите видна авторская живопись. Записи же, выполненные с целью перекрыть мелкие утраты, наносились плотным слоем под желто-коричневый лак, оптически были очень заметны, так как не были прозрачными. записи располагались в основном, как по мелким утратам, так и по сседаниям и кракелюру.
Комплекс проведенных мероприятий:
Прежде, чем приступить к выполнению основной задачи по раскрытию авторской живописи, были выполнены профилактические консервационные мероприятия – укрепление красочного слоя и дублирование кромок. При изучении видимой люминесценции поверхности живописи в УФ лучах хорошо определялись самые поздние записи. Те же, что лежали под всеми слоями лака, просматривались недостаточно определенно и были установлены в процессе расчистки. Такие записи были выявлены на изображении волос Нелидовой. В косом свете они были заметны по высоте и фактуре. В процессе работы они были откорректированы по уровню, фактуре и цвету. После удаления лака были раскрыты мелкие утраты на изображении неба в правой верхней части. Реставрационные тонировки выполнялись строго в пределах утрат, в абсолютном соответствии цвету авторской живописи.
Портрет после реставрации приобрел тонкий холодный колорит, зазвучали живописные нюансы, ушли желтый фильтр лака и несоответствующие авторской палитре записи.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 81.
Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:
Дмитрий Григорьевич Левицкий — один из лучших портретистов в русской истории живописи. В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает о творчестве мастера и об истории его работы над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.
Мультимедийная программа выпущена к выставке, посвященной 275-летней годовщине со дня рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого в Русском музее. Программа рассказывает о реставрации знаменитых «Смолянок» – семи портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте.