Коллекция Государственного Русского музея

1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рима

Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини

Не позднее 1842

  • Холст, масло 249 x 176
  • Ж-5093

  • Пост. в 1897 из Александровского дворца (Царское село); ранее (до 1870) - в собр В.А.Кокорева (Москва); ранее - в собр. Ю.П.Самойловой


Самойлова Юлия Павловна, урожденная Пален (1803–1875) — графиня, последняя из рода Скавронских, дочь генерала от кавалерии графа П. П. Палена (1775–1834) от первого брака (с графиней М. П. Скавронской — старшей дочерью графини Е. В. Скавронской, племянницы Г. А. Потемкина). С 1825 — жена флигель-адъютанта графа Н. А. Самойлова, во втором браке — за итальянским певцом Пери, в третьем — за французским дипломатом графом де Морнэ. После последнего развода вернула себе фамилию первого мужа. Владела огромным состоянием. Графиня Самойлова принадлежала к богатому роду со славной историей, родственникам царской фамилии. Известно, что Николая I раздражало гордое и независимое поведение графини, фрейлины двора, и она уезжает в Италию. Там, в 1820-х годах произошло ее знакомство с Брюлловым. Отношения их были близкими, поговаривали даже о женитьбе. Собственных детей Самойлова не имела, но постоянно заботилась о двух приемных девочках. Маленькую дочь композитора Джованни Пачини, Амацилию, она удочерила, а ее сестру, Джованину, сделала своей воспитанницей.

Алый занавес и мощный ствол ионической колонны, разделяя пространство на первый и второй планы, образуют подобие сцены, где в полном великолепии раскрывается яркая и артистичная натура графини Юлии Самойловой, рядом с ней ее воспитанница – итальянская девочка Амацилия Пачини. На заднем плане можно разглядеть и средневекового шута, и Гермеса с кадуцеем, увитым змеями и бородатого вельможу в турецком одеянии. Графиня изображена удаляющейся с бала-маскарада. Известно, что Карл Брюллов намеревался создать аллегорический «маскарад жизни». Такая тема объясняет и фантастические костюмы и яркий, огненный колорит картины. Отношение художника к Самойловой граничило с благоговением: он неоднократно писал портреты графини, её черты можно узнать в облике героинь грандиозного полотна мастера — «Последний день Помпеи».

Портрет был написан, по всей видимости, в Петербурге в 1839–1840, когда Самойлова прибыла в Россию по семейным обстоятельствам. Картина не окончена.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: