Неаполь в лунную ночь. Виа Партенопе и Кастелло дель Ово
1829
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Благоприятные условия для расширения творческих возможностей русских пейзажистов появились благодаря утверждению эстетики романтизма в первой трети XIX века. Культ иррационального и субъективного, интерес к исключительным и переходным состояниям природы подталкивал живописцев к поиску новых пейзажных мотивов. Первоначально изменения коснулись изображений итальянской природы, столь почитаемой русскими пейзажистами первой половины XIX века. На смену простым и описательным «экзотическим» видам вулкана Везувий или водопада в Тиволи приходили сложные художественные образы, отличавшиеся загадочной и таинственной трактовкой обычных для Апеннинского полуострова мест. Так, певец природы итальянского юга Сильвестр Щедрин избрал ночной пейзаж одной из главных тем в своем творчестве последних лет. Убегающая лунная дорожка в его картине «Неаполь в лунную ночь. Виа Партенопе и Кастелло дель Ово» (Ж-5114) — свидетельство поистине поэтического дара автора живописных гаваней и заливов. Щедрин обращается к характерному для романтизма эмоциональному изобразительному языку. Посредством контрастного сопоставления холодного света серебристой луны и пламени костра художник добивается драматического звучания морского прибрежного пейзажа. Напряжение запечатленного мгновения усиливается беспокойным рисунком подсвеченных облаков и темных туч. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 5-6.
Представлен вид неаполитанской набережной с запада на восток. В центре – Виа Партенопе – улица, по которой был проезд от Королевского сада к набережной Санта-Лючия. Выше – дома на холме Пиццофальконе и купол церкви Сан Франческо ди Паола. Справа – Кастелло дель Ово. Картина известна в четырех вариантах.
В последние годы жизни, продолжая свои живописные поиски, Щедрин писал много ночных пейзажей. Большинство из них — небольшие работы, где художник с особым лиризмом передавал мягкий лунный свет, преображающий привычные пейзажи. Однако к концу жизни в его творчестве усиливается драматическое начало. От почти классической ясности мироощущения в своих ранних работах Щедрин переходит к более драматическому осознанию бытия.
Известная в нескольких вариантах картина «Неаполь в лунную ночь» — сложное по композиции полотно, где художник решает непростую живописную задачу — сочетания холодного света луны с пламенем горящего костра. При этом он передает и свойственную жизни ночного города общую атмосферу тревоги и напряженности, создавая произведение, проникнутое ярко выраженными романтическими настроениями. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 131.