Сочинение
Около 1903
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
В работах Н. П. Богданова-Бельского, занимавшегося у жанристов В. Е. Маковского и И. М. Прянишникова в московском Училище живописи, ваяния и зодчества в 1884‑1889, своеобразно претворен интерес к детской теме. Крестьянин по происхождению, он хорошо знал характеры своих маленьких героев — деревенских ребятишек, погруженных в размышления, сосредоточенно рассматривающих книжки, слушающих учителя. Тему сельской школы художник особенно любил. Ей посвящено большинство картин Богданова-Бельского, повествовавших о русской деревне нового века и утверждавших мысль об одаренности крестьянства и необходимости образования для него. Этой идеей руководствовались в те годы и многие прогрессивные педагоги России. Ряд полотен Богданова-Бельского изображает образцовую школу С. А. Рачинского в Татеве, которую некогда окончил и сам живописец. Правда, порой, мечтая о множестве образцовых школ для крестьянских детей, он до некоторой степени идеализировал облик и характеры персонажей, их взаимоотношения.
Подобных черт лишена картина «Сочинение». Ее крупные размеры подчеркивают важность, общественную значимость избранной темы. В центре отличающейся простотой композиции — фигура сидящего за партой подростка, как бы высвеченная лучом из полутьмы. Тщательно выполненному в гамме охристых тонов полотну свойственна жизненная непосредственность. Полна естественной грации поза героя в бедной одежке, трогательно его миловидное бледное лицо в момент «мыслительного» процесса. Именно мотив раздумья, часто увлекавший художника, позволяет ему раскрыть в характере крестьянского школьника пытливость ума, искреннюю увлеченность процессом учения — черты, которые в будущем помогут пареньку стать достойным человеком. Богданов-Бельский всем своим творчеством утверждал веру в это. В 1903, когда появилась картина «Сочинение», за заслуги перед отечественным искусством художник был удостоен звания академика живописи.