Коллекция Государственного Русского музея

1882, хутор Семиротовщина Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Украина) – 1967, Саутхэмптон, Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк

Коллаж

1940–1960-е


Интерес к выразительным возможностям живописной поверхности последовательно вел художников-новаторов к экспериментам с различными материалами: вырезками из газет, предметами обихода и прочим. Иногда такие коллажи были проникнуты иронией, юмором (как, например, экспонировавшаяся на выставке «1915 год» рубашка с мочалкой, надпись под которой гласила: «Бурлюк в бане»), иногда это могли быть чисто беспредметные композиции. Дань общему увлечению коллажами отдал в середине 1910-х годов и Давид Бурлюк. Однако настоящий коллаж, датированный самим художником 1914 годом, по времени создания, как многие другие, принадлежит американскому периоду творчества Бурлюка и является своеобразной авторской репликой его ранних работ.

Бурлюк, как и следует авангардисту, одержим идеей разрушения порядка видимого. Один из способов такой деструкции – это коллаж или, как его еще называют в искусствоведении, ассамбляж. Коллаж генетически связан с синтетическим кубизмом и дадаистскими экспериментами. Он сополагает совершенно разнородные предметы с целью выявления их цветовых, фактурных и пластических различительных качеств. В таких материальных подборах живописные плоскости вполне могут соседствовать с рэди-мейд элементами, заимствованными из повседневного обихода. Произвольное соединение предметов в ассамбляж лишает их привычных качеств и смыслов – вырванные из контекста вещи повисают в автономном пространстве чистой видимости. Метафорой её выступает изображение глаза в центре коллажа – это тот самый освобожденный одинокий глаз Бурлюка – орган обнаружения пластических сдвигов и дисконструкций в том, что мы видим, но не замечаем.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: