Перерождение интеллигента (Перерождение человека)
1914–1915
- Период Первая половина XX века
- Поделиться
Картина «Перерождение интеллигента», продолжающая развитие темы «Кому нечего терять», выражает состояние изменения сознания и менталитета интеллигенции после 9 января 1905 года.
Человек оказывается игрушкой, частью каких-то властных сторонних сил, ломающих и кренящих дома, деформирующих все пространство города и обнаруживающих предельную шаткость и неустойчивость его существования в этом мире. Эти неизвестные силы вихрем закручивают изображенного в центре персонажа, расчленяя его фигуру. Герой кажется растерял себя во множестве быстро меняющихся, как в калейдоскопе, ликов. В отличие от равнодушно-любопытных домов, смотрящие на странное явление люди эмоциональны: кто-то сердит, кто-то насмешлив, а кто-то испуган. Сумеречное цветовое решение, где краски сгущаются в тревожном ожидании чего-то неведомого и оттого пугающего, подчеркивает напряженность момента, а унылая монохромность создает ощущение одиночества человека, его неприкаянности и страха перед грядущим.
"Прекрасный страдальческий Филонов, малоизвестный певец городского страдания", – так написал о художнике Велимир Хлебников. Город – самое непосредственное и самое реальное пространство создаваемого художником мира. Однако мотив города в произведениях Филонова звучит – в отличие от самых смелых урбанистических утопий футуристов – именно как мотив городского страдания, герои его полотен – обитатели городских трущоб и рабочих окраин, обездоленные и суровые. В картине "Перерождение человека", имеющей и второе авторское название: "Перерождение интеллигента", – тема деградации – перерождения личности под воздействием страшного, агрессивно наступающего на человека города звучит с предельной отчетливостью и безжалостностью.