Коллекция Государственного Русского музея

1882/3, Москва – 1941, Ленинград

Животные

1925-1926

  • Картон, масло. 36,3 x 44,2
  • Ж-9584

  • Пост. в 1978 в дар Е.Н.Глебовой, сестры художника (Ленинград)


Современный город Филонов воспринимал как источник зла, калечащий человека физически и духовно. В картине „Животные" среди каменной пустыни домов бродят чудовищные звери с антропоморфными лицами.

Разрыв с природой оборачивается духовным одичанием человека. Велимир Хлебников писал: «Человек отнял поверхность земного шара у мудрой общины зверей и растений и стал одинок: ему не с кем играть в пятнашки и жмурки; в пустом покое темнота небытия кругом, нет игры, нет товарищей. С кем ему баловаться? Кругом пустое „нет". Изгнанные из туловищ души зверей бросились в него и населили своим законом его степи. Построили в сердце звериные города». Эти души зверей, вселившиеся в человека, составляют суть антиурбанистических картин Филонова.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 337.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: