Голова крестьянина
1928–1929
- Фанера, масло. 71,7 х 53,8
- Ж-9488
Пост.: 1936 от наследников, Ленинград. Передана МК СССР в 1977 (дар)
- Период Первая половина XX века
- Поделиться
Образ, воплощенный в картине «Голова крестьянина», можно назвать пророческим и одновременно ключевым в понимании всего «крестьянского цикла» Малевича. «Я понял крестьян через икону», — признавался художник в воспоминаниях. И действительно, художник пишет «Голову крестьянина» как иконописец икону, используя семантику цвета и особую образность. Крестьянин, запечатленный на холсте, напоминает лики с икон «Святой Николай с житием», «Христос Ярое Око». Тревожный диссонанс вносят проносящиеся на фоне «чернополосного» неба самолеты, как признак цивилизации, технического века, противостоящего традиционной деревенской культуре. Неподдельный трагизм и отчаяние исходят от «безлицых» фигур, но, вместе с тем, они исполнены какого-то отстраненного величия и героизма. Фоном «лику» служит сцена жатвы, как песенный припев, который сопровождает многие работы «крестьянского цикла» художника, они отсылают зрителя к темам и персонажам лубочных картинок. Художник не сразу создал данную композицию, о чем свидетельствуют многочисленные авторские правки карандашом во время подготовительной работы, замеченные специалистами в инфракрасном свете.