Коллекция Государственного Русского музея

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Сон

1910

  • Холст, масло. 161 х 187
  • ЖБ-1242

  • Пост.: 1921 из Общества поощрения художников, Петроград


Появление картины на выставке Союза русских художников вызвало оглушительную полемику в прессе. Илья Репин назвал художника "неучем", подражающим "недоучкам" Матиссу и Гогену. Александр Бенуа, Леон Бакст оценили в картине целостность форм и строгость рисунка. Петров-Водкин не мог понять столь неожиданно обрушившейся на него скандальной славы; он отмечал, что верит "в нарождение самого себя, в опрощение языка – аксессуаров и цвета". Художник говорил о зашифрованной в картине идее приближающегося пробуждения, о скорой готовности стряхнуть сонное оцепенение, о возрождении к жизни, символом чего служит изображенный вдали оживший извергающийся вулкан.

Известно, что прототипом картины послужила аллегория раннего Рафаэля «Сон рыцаря», которую Петров-Водкин перевел на язык символизма. Пустынность, фантастичность пейзажа, загадочность сюжета наталкивают на мысль, что художник создает образ самого сна, таинственного и необъяснимого. Тема, близкая символистам-голуборозовцам, но в отличие от их зыбких видений, сон в этой картине обретает реальную плоть.

Четкая выверенность, статичность композиции, мастерская передача пластики обнаженных тел свидетельствует об интересе живописца к неоклассицизму.

Картина «Сон» характерна для раннего творчества Петрова-Водкина, периода исканий своего особого места в искусстве XX века.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: