Портрет поэта-футуриста Василия Каменского
1917
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Каменский Василий Васильевич (1884–1961) – поэт, прозаик, драматург и художник, один из первых отечественных авиаторов (1910–1913).
Знакомство Давида Бурлюка с Василием Каменским, произошедшее в 1908 году, на вернисаже выставки «Современные течения в искусстве», ознаменовало важный этап в истории российского футуризма. Именно Каменский привел братьев Бурлюков в дом художника и композитора Михаила Матюшина и его жены, Елены Гуро, поэтессы и художницы, – и это послужило началом первого объединения русских футуристов-»будетлян». Поэзия Каменского и его изобразительные опыты оказались созвучны тем поискам новых форм в искусстве, которые проповедовал Давид Бурлюк. «Портрет Каменского» стал своеобразным живописным манифестом художника, в котором образ поэта-новатора трансформируется в «икону» с идущей вдоль «нимба» надписью: «король поэтов песнебоец футурист Василiй Васильевич Каменскiй 1917 годъ республика Россия». (Е. Б.).
Справа внизу: писалъ с натуры Д Бурлюк.
На изображении нимба надпись: король поэтов песен боец футурист Василiй Васильевичъ Каменскiй 1917 годъ республика Россiя.
Справа на изображении строки стихотворений: Океанским крылом // взмахнем по земл // и полетим // на великiй пролом // На тропическом// остров [пальмiй?] // из орехов глотают // вино. // в тене южной // прохлад бананов // музыканитъ // звукантъ // какаду // Умойся росой Красой // Утрись концом радуги // воздухом [Родины?] душа // изветрилась // и както не хочется знать // о земном. // КалькуттаБомбей // Петроград и [Венеция?] // кри[кнет] в …// не … //Пост. в 1975 от В. В. Каменского, Москва.
Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 25.
«Футуризм» – боевой клич раннего авангарда. Он разнесся в 1910-х годах по городам Европы и России. Вскоре после публикации первого футуристического манифеста Томазо Маринетти, в декабре 1912 года, появился манифест «Пощечина общественному вкусу», ознаменовавший собой рождение российского футуризма. Для российских, как и для итальянских футуристов, прошлое умерло, превратилось в мертвый хлам. Новое искусство – авангард – не питало ни малейшего почтения к поэтам и художникам славного прошлого. В сочиненном Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых и Владимиром Маяковским тексте «Пощечины...» утверждалось: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов». И тут же предлагалось радикальное: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности».
Лидером российских футуристов волею судеб и, вне всякого сомнения, по призванию оказался страстный, даже неистовый агитатор, спорщик, выдумщик, составитель громких заявлений и манифестов Давид Бурлюк – художник и поэт. Созданный им в 1917 году «Портрет поэта-футуриста Каменского» экспонировался на последней выставке объединения «Бубновый валет».
Василий Васильевич Каменский, пройдя летную практику в Париже и получив одним из первых в России диплом авиатора, устроил себе авиационные гастроли по городам Польши – своеобразные летные шоу, входившие тогда в моду. Новая романтика неба собирала многотысячные аудитории зрителей. Свои выступления Каменский претворял публичными лекциями об авиации, на которых исполнял написанные в воздухе футуристические стихи.