Коллекция онлайн

1850, Гатчина – 1873, Ялта

Утро на Волге

1860-1870-е


Лето, проведенное Васильевым на Волге в 1870 году, и исключительные обстоятельства этой поездки сблизили на какое-то время его творческую жизнь с И. Е. Репиным, работавшим над собиранием натурного материала для картины «Бурлаки на Волге». Однако несмотря на возможность их взаимного влияния друг на друга, Волга вызвала в душе молодого пейзажиста свой особый строй чувств и замыслы, отличные от репинских, навеянные не только ее просторами, но и слитой с природой жизнью людей. Вошла в творчество Васильева и по-особому раскрытая бурлацкая тема. Мальцева Ф. С. Федор Александрович Васильев. Л.,1986. С. 36.

Прекрасно восстановлен в воспоминаниях Репина один из таких характерных примеров работы Васильева в ночные часы над рисунком по памяти: «Лампа все горит, и сам Васильев горит, горит всем существом, ярче нашей скромной лампы [...] лицо его сияет творческой улыбкой, голова склоняется то вправо, то влево; рисунок он часто отводит подальше от глаз, чтобы видеть общее [...] Вот откуда весь этот невероятный опыт юноши-мастера, вот где великая мудрость, зрелость искусства ... Долго, долго глядел я на него в обаянии. Дремал, засыпал, просыпался, а он все с неуменьшающейся страстью скрипел карандашом».

Эти так душевно описанные Репиным приемы работы Васильева над рисунком можно без особой натяжки распространить и на процесс создания молодым пейзажистом дошедших до нас его волжских картин, исполнявшихся, вероятно, также со свойственным его натуре поэтическим вдохновением и полной погруженностью в сложившийся в воображении образ. Мальцева Ф. С. Федор Александрович Васильев. Л.,1986. С. 38.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: