Коллекция Государственного Русского музея

1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда

Бурлаки на Волге

1870–1873

  • Холст, масло. 131,5 x 281
  • Ж-4056

  • Пост. в 1918 году из бывшего дворца великого князя Владимира Александровича (Петроград)


Картина принадлежит к числу самых выдающихся произведений русской живописи. Она начинала собой новую эпоху в истории отечественного искусства. Художник поставил своей целью создать монументальное полотно, посвященное жизни народа и не только раскрывающее тяжесть его доли, но и воспевающее его духовную силу. 

Еще в студенческие годы Репин начал работать над картиной. В 1868 году он впервые увидел бурлаков на Неве и был поражен зрелищем оборванных, впряженных в лямку людей, особенно по контрасту с гуляющей публикой.

В мае 1870 года Репин в компании его брата Василия, а также художников Фёдора Васильева и Евгения Макарова совершили первое путешествие на Волгу, где были сделаны первые этюды и эскизы.

После двух поездок на Волгу, близко познакомившись с бурлаками, Репин обратился к утверждению нового героя, которого не знала русская живопись. 

Тяжеловесным скульптурным фризом выглядит группа людей в жаркий летний день на фоне широкого волжского пейзажа, высветленного песка, воды и неба. Группа представляет единое целое и в то же время состоит из трех отдельных частей. В авангарде — ведущий бурлак, поп-расстрига Канин, голова которого напоминает лицо древнегреческого философа. «Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб — большой, умный, интеллигентный лоб — это не простак…»,  — делился своими впечатлениями Репин.

Индивидуальными чертами наделены фигуры, окружающие Канина: нижегородский боец с опущенной мощной рукой, Илька-моряк, смотрящий исподлобья на зрителя, высокий худой человек с трубкой. Композиционный центр идущих в связке бурлаков — мальчик в красной рубахе по имени Ларька, поправляющий сползающую с худых плеч лямку. Предельное напряжение его сил подчеркивается образами идущих рядом бурлаков, один из которых, прислонившись к соседу, не спеша набивает трубку табаком, а второй вытирает пот с изможденного и болезненного лица. В замыкающей группе выделяется профиль бородатого мужика в шапке, который дополняет общий ритмический рисунок медленно идущей толпы.

В целом, рождается суровый групповой портрет одиннадцати бурлаков, созданный по правилам «высокого жанра». Такое решение бурлацкой темы стало неожиданным для представителей определенных официальных кругов.

Каждый из героев картины был для Репина живым лицом со своей судьбой, характером, внутренним миром. Не раз виденную в натуре сцену Репин поднял до широкого обобщения, сохранив при этом свежесть непосредственного жизненного впечатления, наполнив картину широким дыханием волжских просторов.

Репин закончил картину в марте 1873 года. Она была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в этом же месяце на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки на Всемирную выставку. На Всемирной выставке в Вене (1873) картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил ее в своем дворце в Петербурге.

С картины „Бурлаки на Волге“, высоко оцененной на Всемирной выставке, началась европейская известность Репина.

Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

Бурлаки на Волге
Год создания: 2010 | Интерактивная программа | Язык:

Аудиовизуальные лекции старшего научного сотрудника Русского музея, заслуженного работника культуры Регины Абрамовны Гельман посвящены нескольким шедеврам из коллекции Русского музея. Вы можете узнать о том, что такое «натюрморт», как И.Е.Репин создавал свое произведение «Бурлаки на Волге» или о том, как в самый непростой момент своей жизни В.И.Суриков решился писать «Взятие снежного городка». 

Бурлаки на Волге
Год создания: 2004 | Видеофильм | Язык: | Продолжительность: 52:00

Фильм рассказывает об истории создания Ильей Репиным знаменитого полотна «Бурлаки на Волге», популярность которого насчитывает столько же лет, сколько лет и самой картине.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: