Семейный раздел
Повторение картины 1876, находящейся в ГТГ. Третья четверть XIX века
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
"Семейный раздел» — картина переломная в творческом наследии художника. Она завершает тот период его жизни, когда деревня представлялась ему в ее патриархальной целостности и монолитности. В этой картине художник показывает первые толчки, колеблющие незыблемые, как ему казалось прежде, устои крестьянской жизни. В картине изображен еще не до конца осознанный художником распад старой деревни. В основе сюжета — раздел имущества между двумя братьями. Вечная тема корыстолюбия, алчности и беззащитности, и кротости особенно ярко выразилась в женских образах. Обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов А. Г. Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата.
В пореформенное время, когда крестьянский быт оказался в поле внимания художников-реалистов, старый патриархальный порядок ветшал и разрушался самими же крестьянами. Совместное существование больших, разветвленных семей оказывалось не выгодным, молодые люди стремились завести собственное хозяйство, зажить своим домом или вовсе податься на заработки в город. Слом векового, укоренившегося в культуре порядка не мог проходить безболезненно. Сцену раздела братьями родового хозяйства, когда делится все имущество вплоть до мелкого скарба, а члены семьи проявляют свои отнюдь не лучшие человеческие качества, изобразил Василий Максимов. Художник и сам побывал участником подобных событий, при дележе большого крестьянского дома своего старшего брата. Впрочем, Максимов был в какой-то степени тоже отступником от предопределенной происхождением судьбы. Ценой тяжелейших испытаний он отстаивал свое право на выбор жизненного пути и шел к профессии художника. Любовь Шакирова. Семейный альбом Русского музея // Портрет семьи. СПб, 2014. С. 9.