Коллекция онлайн

1838, Курск — 1869, Курск

Угощение боярина (Князь Серебряный в гостях у боярина Морозова)

1865

  • Дерево, масло. 31 x 27
  • Ж-11638

  • Пост. в 1987, источник поступления неизвестен


<...> Шварц создал цикл иллюстраций и живописных композиций, раскрывающих драматические эпизоды романа А. К. Толстого «Князь Серебряный», а также серию небольших камерных, тонко и изящно написанных исторических картин, в которых проявил себя как непрестанно ищущий художник-новатор, тяготеющий к жизненной правде и точному знанию. Воссоздать, основываясь на исторических фактах, повседневную жизнь своего главного исторического персонажа – царя Алексея Михайловича, найти характерные образы допетровской Руси, предельно достоверно показать не только нравы, но и обстановку, одежду, утварь далекого прошлого и вместе с тем живописно опоэтизировать свои сцены – такие задачи решал в своих произведениях мастер, искусство которого находило много точек соприкосновения с современной жанровой живописью. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 28.

Нравственный устав домашней жизни — «Домострой», записанный в XVI веке новгородским священником Сильвестром, обрекал русскую женщину на затворничество. В допетровской Руси знатные люди не показывали своих жен и дочерей посторонним людям. И лишь самое дружелюбное отношение хозяина дома к гостю растворяло иногда двери женского терема. И тогда совершался поцелуйный обряд. С чаркой вина, празднично одетая, выходила хозяйка. Пригубив вино и кланяясь, она угощала уважаемого гостя. Кланялся и хозяин и просил гостя поцеловать жену-домодержицу. В завершение обряда гостеприимства гостя одаривали дорогими платками.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: