Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет
1870
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Значительное место в живописи шестидесятых годов занимает творчество Л. И. Соломаткина – чрезвычайно самобытного художника, со своим особым мировидением, со своей стилистикой, наделенного даром подлинного колориста, в образно-содержательной структуре картин которого жизненная проза была неразрывна с поэзией искусства. Типичный художник-разночинец, выходец из городских низов, рано познавший изнанку жизни, Соломаткин тяготел к бытовой живописи, дававшей ему возможность запечатлевать близкий ему мир бедных окраин. Персонажи его несложных, эпизодических по сюжетам картин – завсегдатаи кабаков, купцы, опустившиеся чиновники, странствующие актеры, служители церкви – вызывают у него то едкую насмешку или горький сарказм, то грустную улыбку или особую сердечность. Художнику нередко присуще гротескное и всегда эмоциональное восприятие окружающей его действительности. <...> Обращает на себя внимание умение художника находить позы, убедительно передающие состояния изображенных, остро схватывать порой мгновенное движение фигур, как, например, в картине «Нужда скачет, нужда плачет, нужда песенки поет» (1870), где рисующийся на фоне серой стены силуэт изогнутой фигуры пританцовывающего музыканта усиливает ощущение пронизывающего холода и своего рода безысходности. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 24.
Справа внизу: Л:Соломаткинъ. 1870