Коллекция Государственного Русского музея

17 (19).03.1882, С.-Петербург – 12.08.1946, Нью-Йорк, США

Мифологическая сцена

1910-е


+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Картина С. Ю. Судейкина «Мифологическая сцена» поступила в музей в 1987 году. Состояние ее не было аварийным и не вызывало никаких опасений. Картина просто не имела экспозиционного вида. За время бытования на картине возникли повреждения, как потом выяснилось, необратимые, вызванные непрофессиональной реставрацией. Написанная автором в технике темперы на низкокачественном картоне, картина была дублирована впоследствии еще на один картон и сильно деформирована. Красочный слой представлял собой потемневшую, гладкую поверхность без живописной фактуры, залитую толстым слоем воско-канифольной мастики и темно-желтого лака. По всей поверхности имелись жесткие устойчивые деформации основы, не склеенные, а просто сложенные разрывы. Изломы основы в целях укрепления были залиты грязной желто-коричневой мастикой. Воско-клеевые составы подводились в места расслоений через многочисленные крестообразные надрезы с лицевой стороны. Эти надрезы впоследствии были грубо закрашены. Были видны неравномерные затеки по линиям деформаций. Наиболее крупные повреждения с частичными утратами основы — по периметру, в углах картины.

После подробных технико-технологических исследований стало ясно, что авторский тонкий красочный слой темперный, но покрыт толстым слоем поздней масляной краски, а все неровности изуродованной поверхности выровнены слоем воско-смоляной мастики и слоями разновременных лаков.

Комплекс проведенных мероприятий:

Техническая реставрация включала в себя удаление дублировочного картона, утоньшение авторской расслаивающейся, поврежденной разрезами основы, ее укрепление и дублирование на слой японской бумаги, а затем на нейтральный картон.

Картина была полностью раскрыта от записей. Исследование видимой люминесценции и рентгенографирование показало скрытое под записями изображение. Только после удаления верхних поновительских слоев стали видны скрытые под записями изображения. Первоначальная авторская темперная техника изменила свой состав при многократных реставрационных пропитках воско-смоляными составами. Рыхлая темперная живопись впитала в себя подцвеченный лак, а некоторые пигменты (сине-зеленые) образовали с ним соединения меди-резинаты, не позволяющие окончательно удалить поновительские слои, которые были частично «расточены» и «введены в ткань произведения». Утраты красочного слоя, были затонированы, картина была закреплена на планшетном подрамнике и помещена в раму под отнесенное стекло.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 158.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: