Коллекция Государственного Русского музея

1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Море. Крым

1905-1908


Куинджи было в высшей степени свойственно благоговейное отношение к природе, внутреннюю жизнь которой он стремился как можно глубже и вернее постичь. Работы поздних лет с особой наглядностью раскрывают уникальность философского мировосприятия художника, романтизм которого – не принадлежность направлению, а своеобразие понимания природы. Особая выразительность и подчас необычайная оригинальность цветового решения, смелые обобщения форм, композиционные находки позволяют видеть в Куинджи провозвестника нового пейзажного направления ХХ века и поставить лучшие из его работ в ряд с выдающимися достижениями русского пейзажа.

В 1886 году художник приобрел в Крыму близ Симеиза большой участок, спускающийся к берегу моря с красивой скалой Узун-Таш и ежегодно проводил там много месяцев. В собрании музея имеются десятки этюдов, посвященных близкой ему по духу южной природе. Среди них выделяются пейзажи, где эмоциональное восприятие действительности, соединенное с внимательными натурными наблюдениями, получило выразительное решение в чисто живописных категориях.

Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.17.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: