Голова княжны Таракановой
Этюд для картины «Княжна Тараканова» (1863, ГТГ). 1863
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Этюд для картины К. Д. Флавицкого «Княжна Тараканова» (1863–1864), находящейся в ГТГ.
На академической выставке 1864 года внимание всех зрителей приковала картина К. Д. Флавицкого «Княжна Тараканова», приобретенная в 1867 году, после смерти 36-летнего художника, П. М. Третьяковым. Это патетическое, написанное с огромным воодушевлением и несомненным мастерством полотно взволновало современников трагическим образом гибнущей в камере Петропавловской крепости прекрасной молодой женщины, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. К тому же произведение, в котором изображена жертва не только стихии, но и монаршего деспотизма, было необычайно созвучно настроениям передовой общественности, проводившей параллели между современностью с казнями и ссылками и изображением несчастной узницы. Воздействие традиций К. П. Брюллова, очень внешне и прямолинейно проявившееся в более ранней картине художника «Христианские мученики в Колизее» (1862), здесь лишь ощущается в эмоциональной напряженности сюжета и идеальном романтическом типе героини. И. Н. Крамской писал по поводу «Княжны Таракановой»: «Это вещь крупная и, главное, счастливая <…> Романтически-драматическое сочинение остановилось как раз на той черте, за которой начинается очевидная уже для всех театральность». Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 27.
Княжна Тараканова
Под именем «княжны Таракановой» скрывались две разные фигуры. Первая — это дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. В 1785 году по приказу Екатерины II она была привезена в московский Ивановский монастырь (Китай-город), где была пострижена в монахини под именем Досифея и жила до своей смерти (1810). О жизни второй «княжны Таракановой» до 1772 года практически ничего не известно: ни ее настоящего имени, ни происхождения или вероисповедания. В 1772 году она объявила о своем праве на престол. Екатерина II приказала графу Алексею Орлову привезти самозванку в Петербург. Граф, разыграв страстную любовь, обещал княжне жениться и помочь взойти на русский трон. Во время стоянки в Ливорно (Италия) он завлек ее обманом на адмиральский корабль, который доставил Тараканову в Россию. Заключенная в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, она умерла от чахотки в 1775 году, так и не назвав своего настоящего имени. (О. С.)
С именем княжны Таракановой связано немало мифов и легенд, далеких от исторической реальности. Она стала героиней душещипательных романов, рассказов, пьес (Г. П. Данилевский, П. И. Мельников-Печерский), а в ХХ веке и кинофильмов («Царская охота»). Одному из таких мифов, согласно которому Тараканова погибла во время наводнения, доверился К. Д. Флавицкий. Однако стихийное бедствие, изображенное художником, случилось в 1777 — два года спустя после смерти самозванки. Многие современные историки, как и дореволюционные, утверждают, что княжна Тараканова являлась иноземной авантюристкой, не имевшей никаких кровных связей с царской семьей.
«Княжна Тараканова» — первое историческое полотно в собрании П. М. Третьякова. Он писал о картине, что это «произведение, делающее честь русской школе». В 1867 году «Княжна Тараканова» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, в каталоге которой по распоряжению императора Александра II была сделана приписка: «сюжет картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины». (Т. Ю.)
Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 221.