Коллекция онлайн

1828–1898

Сговор невесты

Эскиз одноименной академической программы на большую золотую медаль. 1859

  • Холст, масло. 27 х 35
  • Ж-1447

  • Пост. в 1937 из ЛЗК (собрание И. И. Лурье)


На академической выставке 1860 художник выставил картину «Сговор», которую он создавал на большую золотую медаль. В настоящее время ее местонахождение неизвестно. По свидетельству современников, работа особенно привлекала внимание публики. Шильдер не получил за картину желаемой награды и вновь участвовал в конкурсе на большую золотую медаль.

Ранее работа имела название «Насильный брак. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 337.

Прямым последователем обличительных традиций Федотова предстает еще в предшествующем десятилетии Н. Г. Шильдер в картине «Искушение», приобретенной в 1857 году П. М. Третьяковым и положившей начало его знаменитой галерее. Тема пагубных последствий бедности для личности и общества интерпретируется им в самом непосредственном ее выражении. К сожалению, остальные картины художника до нас не дошли. Но, судя по двум сохранившимся эскизам («Ростовщик» (Ж-8705) и «Сговор невесты», 1859) и упоминаниям в прессе, Шильдер затрагивает драматические моменты, стремится дать социальную характеристику персонажам, раскрывает острые психологические ситуации, продолжая обличительную линию, начатую им в «Искушении». Сюжетная завязка «Сговора невесты», как и другой (известной лишь по фотографии) его картины «Пьяный муж», предваряет замыслы видных шестидесятников – В. В. Пукирева и А. И. Корзухина. Сам же Шильдер, заявив себя художником, тяготеющим к новым веяниям в искусстве, постепенно, подобно А. А. Попову, угас, став со временем изготовителем заказных портретов. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 15.

Слева внизу процарапано: Н. Шильдеръ


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: