Тридцать три богатыря
Центральная часть неосуществленного триптиха по мотивам «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина для столовой дома А. В. Морозова в Москве. Не окончена. 1901
- Холст, масло. 180,5 x 230
- Ж-1832
Пост. в 1918 от А. А. Врубель, сестры художника, Петроград; ранее — собрание Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, Санкт-Петербург
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияИллюстрация
- Поделиться
Строфы „Сказки о царе Салтане“ А. С. Пушкина и музыкальные образы одно-именной оперы Н. А. Римского-Корсакова в равной мере были инспираторами замысла эскизов полотна „Царевна-Лебедь“ (1900) и панно „Тридцать три богатыря“ (1901). Оба являют пример натуралистической пермутации. В их основе — волнующий символистов мотив чародейной метаморфозы. … Работа <„Царевна-Лебедь“> интересна поиском типажа, ясной композицией и отдает ледяным холодом одиночества. Иным настроением окрашено панно „Тридцать три богатыря“, где изображено появление воинов морского царя, кажется, рождающихся из воды и света. Холсту предназначалось быть центром триптиха в доме А. В. Морозова. И неоконченный, он захватывает мощью пластической концепции, красотой целого. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 20.
Одноименные варианты — Приморская ККГ, Владивосток (1899, бумага, акварель; ранее — ГТГ, Москва, собрание В. О. Гиршмана, Москва); Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург (1901; ранее — собрание ГТГ, Москва; В. О. Гиршмана, Москва)
Владимир Круглов // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 281.