Портрет искусствоведа и реставратора А. И. Анисимова
1915
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
С эпохой неоклассицизма связано появление в творчестве мастера своего рода концептуальных портретов, где важную роль играет пейзаж, трактуемый как символ, – автопортрет для Уффици с видом Троице-Сергиевой лавры (1912), портреты Николая II на фоне Московского Кремля и А. И. Анисимова (оба – 1915). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 14.
На фоне типичного севернорусского пейзажа с плавно текущей полноводной рекой и церквушкой на ее берегу – истовый оберегатель новгородской старины, искусствовед и реставратор А. И. Анисимов, человек с пронзительно честным взглядом, в 1930-х погибший на Соловках. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 22.
Один из самых емких и психологически заостренных образов в творческом наследии Кустодиева. Пронзительный и напряженный, несколько колючий взгляд, резко изогнутые дуги бровей, глубокая складка на переносице выдают в портретируемом личность деятельную, обладающую сильным, волевым характером. За фигурой модели простирается широкий любимый Кустодиевым пейзаж с излучиной реки, тонкими березками и темными елями, церквами, звонницами. После окончания историко-филологического факультета Московского университета в 1904 году Анисимов более десяти лет учительствовал в Новгороде, там увлекся иконописью и приобщился к расчистке икон. В 1910-х годах публиковал статьи в журналах «София» и «Аполлон». В 1918 году Анисимов стал сотрудником музейного отдела Наркомпроса, работал в комиссии по сохранению и реставрации памятников Московского Кремля. В 1929 году был арестован и сослан в Кемь, затем в Соловки, где вскоре умер. (В. Кн.).
Анисимов Александр Иванович (1877–1932) – искусствовед и реставратор, специалист в области древнерусской живописи. Научный сотрудник Реставрационной комиссии Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса (с 1920), с 1924 – ЦГРМ. Автор монографии об иконе «Владимирская Богоматерь».
Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 135.
В литературе о художнике портрет бытует с датой „1919“.