Коллекция онлайн

1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия

Половецкий стан

Эскиз декорации к Половецким пляскам из оперы Александра Бородина „Князь Игорь“. 1909


Яркой страницей в жизни Рериха стало его участие  в «Русских сезонах» в Париже, организованных С. П. Дягилевым.

Шумный, заслуженный успех выпал на долю художника в 1909 году, когда в парижском театре «Шатле» открылся первый «русский сезон». На суд требовательной французской публики Дягилев вынес достижения отечественного искусства. В оформлении Рериха шли «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А.П.Бородина и «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова.

Обращение к опере «Князь Игорь» закономерно для художника в ряду его увлечений славянской историей. Создавая декорации к спектаклю, Рерих был захвачен мощной энергетикой музыки, оказавшейся невероятно близкой его собственным художественным идеалам.

В декорации «Стана», на фоне которого были поставлены «Половецкие пляски», главную роль играет пейзаж, слившиеся воедино три вечных стихии природы – неба, земли, воды. И половецкие шатры, очертания которых вторят мерным раздольным ритмам пологих степных холмов, тоже словно бы живут вне истории. Ритмом музыки был рожден ритм линий, упруго изогнутых, словно кору земли приподняло ее мощное дыхание.

Для хореографа Михаила Фокина, в чьей постановке шел балет, было особенно важно, что Рерих уделял большое значение цвету. Краски придавали динамику сцене, эмоционально усиливали рисунок танца. «Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!» - восторгался на одном из спектаклей художник Морис Дени.

Удивительное созвучие живописных и хореографических образов создавали у зрителей, поразившую их «не иллюзию правды, а убедительность иллюзии». 

В 1914 году в Лондоне Дягилев осуществил постановку оперы полностью в четырех действиях с прологом, вновь пригласив Рериха для оформления спектакля. Опера имела успех. Партию Кончака исполнял Федор Шаляпин, знаменитый русский певец. К сожалению, Рерих не смог присутствовать на премьере. Художник О. Аллегри сообщал ему: „Вчера вечером шел „Игорь“ при полном зале; успех был большой, англичане от восторга рычали!“ 

Рерих исполнил декорации за короткий промежуток времени: конец 1913 – начало 1914 года. Яркое узорочье костюмов, праздничный колорит архитектуры, носящей порой сказочный характер, создали притягательный образ далекого прошлого, наполненного жизненной силой. Успех лондонской постановки во многом был связан с оформлением спектакля.

«Половецкие пляски» в оформлении Рериха шли в Париже 20 лет. 

Е.В.Станкевич // Материалы для аудиогида к выставке "Николай Рерих. В поисках Шамбалы", 2020

Н.Рерих. Половецкий стан. 

«Половецкий стан» Рериха по праву считается шедевром сценической живописи.

 

 

Половецкие пляски из оперы А.П.Бородина "Князь Игорь". Мариинский театр. 2003 год

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: