Коллекция онлайн

1846, Москва – 1920, Петроград

Внутренний вид избы

Около 1872


В период утверждения реалистических принципов изображения действительности русские художники также подробно описывали интерьеры крестьянских домов. В избе не было места «изящным мелочам», а каждый бытовой предмет представлял собой жизненно необходимую вещь повседневного обихода. Горшки, кадушки, туеса, сундуки, лавки и многие другие детали убранства избы составляли правдивый рассказ о деревенском доме пореформенной поры в изображениях «внутренних интерьеров» Владимира Маковского, Василия Максимова, Иллариона Прянишникова, Николая Чернова. Таким образом демократическая эстетика открывала в изобразительном искусстве новые темы, связанные с «частной жизнью» человека. Владимир Стасов писал: «…все радости и горе, что растут и живут в избе, в роскошном доме, <…> чем полны дни и ночи, все пошло теперь наружу, в картины…» *. Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX–XX веков. СПб, 2022. С. 6.

* Стасов В. В. После всемирной выставки (1862) // Стасов В. В. Избр. соч.: В 3 т. Т. 1. М.: Искусство, 1952. С. 97.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: