Коллекция онлайн

1844, деревня Лопино Санкт-Петербургской губ. – 1911, Санкт-Петербург

Автопортрет

1863


МАКСИМОВ Василий Максимович

17/29.01.1844, деревня Лопино близ Новой Ладоги Петербургской губернии – 18.11/01.12.1911, Петербург

Живописец; автор портретов и картин на бытовые темы. Сын крестьянина. Учился в иконописных мастерских (1855–1862) в Петербурге. Вольноприходящий ученик ИАХ (1863–1866). Золотая медаль „за экспрессию“ за картину „Больное дитя“ (1864, местонахождение неизвестно); большая серебряная медаль (1866); первая премия ОПХ за картину „Бабушкины сказки“ (1867). Член Артели П. А. Крестоносцева (1864–1865). Большая серебряная медаль и звание классного художника 3-й степени (1866); отказался от конкурса на большую золотую медаль и отправился в Тверскую губернию, в имение Голенищева-Кутузова учителем рисования. Летом 1866 совершил поездку по Волге. Классный художник 1-й степени за картины „Мечта о будущем“, „Бабушкины сказки“ и „Сборы на гулянье“ (1870). Член ТПХВ (с 1872). Академик (с 1878). Участник выставок ИАХ с 1864. (Н. Б.) //«Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 357.

Весной 1864 года по примеру Артели Крамского в Петербурге возникла вторая Артель, состоящая из восьми художников, деятельность которой не получила до сих пор специального освещения, хотя она представляет собой немаловажный фактор в художественной жизни столицы середины шестидесятых годов и является одним из свидетельств подъема демократического искусства в то время. Возникновение ее связано с именем талантливого В. М. Максимова, создавшего еще в первый год занятий в Академии (в декабре 1863 года) поразительный по смелости трактовки образа и живописной свободе «Автопортрет». Перед зрителем предстает новый тип художника-демократа, исполненного пафоса протеста и самоутверждения. Эмоциональный строй портрета, контрасты светотени, придающие образу своеобразную романтику, свободно экспрессивно положенные мазки навеяны были Максимову восхитившей его значительностью человеческих лиц и темпераментной манерой письма «Тайной вечерей» Ге. «Помнишь, как ты написал с себя портрет в зеркале, – вспоминал А. К. Дамберг, – с громадными волосищами, с выражением, как у демона. Писал громадной кистью и громадными мазками, для того чтобы лепку и смелость показать». Исполненный за три дня автопортрет – яркое свидетельство художественной одаренности Максимова. Тяга к психологизму породила многомерность созданного образа, в котором задор и бравада уживаются с глубокой серьезностью, окрашенной чуть заметной грустью. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 21.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: