Портрет В. В. Стасова
1883
Завершают экспозицию посвященную «Историко-художественной выставке русского портрета» произведения мастеров конца XIX начала XX века. Тогда в 1905 году этот раздел на фоне других выглядел менее сенсационно и особенного зрительского энтузиазма не вызвал. Между тем он тоже мог гордиться картинами, прочно вошедшими затем в историю русской живописи.
Репин долгие годы был со Стасовым в тесной дружбе. В своих мемуарах он называет его «рыцарем в благороднейшем смысле слова», «рожденным для искусства», много и охотно пишет о его «пылком темпераменте» и «возвышенной душе».
Знаменитый «дрезденский портрет» был создан во время поездки Репина и Стасова по Европе летом 1883 года.
Случилось так, что друзья попали в Дрезден на праздник, когда там были закрыты галереи. Репину не терпелось поработать и он, усадив Стасова позировать, за два дня написал портрет. В одном из своих писем Владимир Васильевич Стасов описал это событие: «… всего портрет писали 14 часов, может быть с небольшим… Но только одно выигралось от такой упрямой работы, это то, что не прерывалось настроение господина живописца, да и моя поза тоже не прерывалась, не надо было всякий раз отыскивать снова, как мне сесть и как мне повернуться. Костюм же мой был, для удобства, такой: преспокойно одно только пальто, а снизу ночная рубашка, даже на груди немножко раскрывается (чего я не знал даже, а Репин нарочно не сказал для того, чтобы я не вздумал поправиться). Поворот – прямо спереди, рук нет выше локтя, поза порядком массивная, выражение – чем-то довольного, но и очень серьезного человека. А чем этот человек был так доволен? Должно быть, очень многим: и путешествием, и компанией, писанием портрета (наверное, отличного), и всего более – разговорами нашими…».
Репин написал портрет «на одном дыхании». Его чувства звучали в унисон с чувствами Стасова. Сдержанная, благородная колористическая гамма, ясный очерк силуэта при великолепной объемно-пространственной моделировке и ликующее, широкое фактурное письмо, где рельефность мазков подчеркнута игрой света и тени – все в портрете подчинено атмосфере бурного эмоционального восторга, в котором прибывали художник и его модель в европейской поездке.
Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009
Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»
Выдающийся критик, горячий поборник правды в искусстве, глашатай реализма, Владимир Васильевич Стасов (1824–1906) был преданным другом Репина, непрестанно восхищался его талантом. В 1883 году они совершили совместное путешествие по Западной Европе, которое было ознаменовано созданием нескольких замечательных произведений. Среди них первое место занимает так называемый дрезденский портрет Стасова, исполненный 1-2 мая за два сеанса, в течение пятнадцати часов в гостинице Дрездена. Репин изобразил Стасова в момент большого душевного подъема, убедительно раскрыв самобытность и необыкновенную активность его натуры. Выразительности образа способствует экспрессивная манера письма — свободный широкий, стремительный мазок, тонко прослеженные светотеневые отношения, благородная, сдержанная цветовая гамма. Портрет был приобретен Д. В. Стасовым, а деньги, полученные за него, Репин передал в пользу Высших женских курсов, одной из основательниц которых была сестра В. В. и Д. В. Стасовых — Надежда Васильевна Стасова. Ирина Шувалова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 266.
Стасов Владимир Васильевич (1824–1906) — крупнейший русский художественный и музыкальный критик второй половины ХIХ века, историк искусства.