Коллекция онлайн

1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда

Портрет Веры Шевцовой

1869

  • Холст, масло. 83 x 67
  • Ж-4047

  • Пост. в 1920 из ОПХ (Общество поощрения художников (с 1875 – Общество поощрения художеств), Петроград


Шевцова Вера Алексеевна (1855–1917) – дочь академика архитектуры А. И. Шевцова, жена Репина (с 1872). «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 335.

Вторая половина десятилетия стала началом творческого пути молодого Репина, зарекомендовавшего себя в портретах И. С. Панова (1867), Ф. Д. Хлобощина (1868) и в первую очередь Веры Шевцовой (1869) уже вполне сложившимся мастером, свободно, с редкой для шестидесятников смелостью, владеющим композицией и особенно цветом, умеющим живо и непосредственно охарактеризовать человека без оглядки на какие-либо образцы. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 27.

В раннем портрете будущей жены изображена сидящая в кресле серьезная молодая девушка с вдумчивым и внимательным взглядом. Репин выбирает необычную постановку модели, смело соединяет большие локальные цветовые пятна, искусно применяет технику фактурного наложения мазка. В этой работе была продемонстрирована главная отличительная особенность будущего портретного творчества Репина — желание использовать все возможности изобразительного языка для достоверной передачи индивидуальных черт изображаемого им человека.

Репина Вера Алексеевна (урожденная Шевцова; 1854–1918) — жена художника, дочь академика архитектуры А.И.Шевцова, у которого Репин снимал комнату во время учебы.

Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. В семье родилось четверо детей: Вера, Надежда, Юрий и Татьяна. Брак продлился 15 лет, но его сложно назвать счастливым. Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни, к которому тяготел художник, был в тягость. В 1887 году супруги расстались.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: