Коллекция онлайн

1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур

После удачи

Этюды, написанные во время первого (1867–1868) путешествия в Среднюю Азию. 1868

  • Холст, масло. 48 x 34,5
  • Ж-4177

  • Пост. в 1899 из Фермерского дворца в Петергофе близ Санкт-Петербурга


Картины «После удачи» и «После неудачи» были написаны под впечатлением войны в Туркестане (1867–1869). Повествовательность и достоверность трактовки типичных для военных будней сюжетов — бухарские воины, разглядывающие отрубленную голову противника, или русский солдат, раскуривающий трубку и невозмутимо взирающий на побежденных врагов — демонстрируют зрителю ужасы войны, когда смерть становится привычным явлением. Картины открыли новое направление в русской батальной живописи, связанное с пацифистическим отношением к военным событиям. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 109

Картины «После удачи» и «После неудачи», созданные во время пребывания художника в Туркестане, явились первыми произведениями Верещагина, посвященными теме войны. Экспонировались на выставке картин туркестанской серии в Петербурге в 1869. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 328.

В 1867–1869 Верещагин добровольно служил в пограничных войсках в Туркестане и участвовал в походах под начальством генерала К. П. Кауфмана. Проявив храбрость при обороне Самарканда, он получил высшую боевую награду — Георгиевский крест. Рисунки и этюды, исполненные им в эти годы, легли в основу его знаменитой "Туркестанской серии", в которой публицистически остро, с жестоким реализмом, раскрывается изнанка войны, повествуется о горькой судьбе рядовых русских солдат, об их кровавых военных буднях. "Из Туркестана он воротился живописцем войны и потрясающих трагедий, живописцем такого склада, какого прежде никто не видел и не слыхивал ни у нас, ни в Европе", — писал о художнике В. В. Стасов. Картина "После неудачи" — проста и выразительна. У крепостной стены, на первом плане убитые в недавнем бою бухарцы. Рядом с ними русские солдаты, спокойно стоящие и разговаривающие о своих делах. В картине звучит явное осуждение художником полного равнодушия к смерти людей, черствость человеческих душ, порожденная войной. Такая трактовка событий явилась новым словом в отечественной батальной живописи, по давней традиции возвышавшей военные сражения и их участников как рыцарей доблести и победы.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

В 1899 году собрание <Русского музея> стало более разносторонним благодаря поступившим от Николая II первым батальным работам В. В. Верещагина: «После удачи» и «После неудачи» (1868), написанным в Ташкенте. Необычная для официальной батальной живописи правдивость в показе жестокого отношения к пленным, присущего не только армии эмира, но и русским войскам, стала началом того протеста против зверств и дикости войны, который пронизывает лучшие полотна художника-гуманиста. Шувалова И. Н. К истории формирования коллекции шестидесятых годов в Русском музее // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 32.

Завоевание Средней Азии. 1850–1880-е

Первую попытку завоевать государства Средней Азии еще в 1716 году предпринял Петр I. Россия была заинтересована в Средней Азии прежде всего как в рынке сбыта своих товаров. В состав Российской империи последовательно вошли ханства: Кокандское (1865), Бухарское (1868) и Хивинское (1873). Непокоренными в Средней Азии остались только туркменские племена, населявшие оазисы в закаспийских пустынях. Геок-Тепе, главная туркменская цитадель, яростно сопротивлялась. Ее осада и штурм продолжались три недели. В результате в мае 1881 года Ахалтекинский оазис превратился в Закаспийскую область Российской империи, а в 1884 году в российское подданство вступили и жители других закаспийских оазисов. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 79.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: